Фото: m24.ru
Московский метрополитен предложил столичному департаменту здравоохранения оборудовать пункты медицинской помощи пассажирам на базе 25 пустующих кабинетов осмотра машинистов. Об этом M24.ru сообщил источник в подземке.
Обращение к депздраву подготовили после подведения итогов опроса пассажиров "Метро открытых дверей", проходившего в августе 2014 года. Пассажиры отмечали, что экстренная медпомощь в подземке крайне необходима. "Было направлено письмо с предложением организовать на 25 здравпунктах, расположенных на станциях метрополитена и не задействованных в проведении предрейсовых осмотров, оказание медицинской помощи пассажирам",- заявил источник.
По его словам, сейчас в метро работает медицинская служба на базе 45 "здравпунктов", но там проводятся только осмотры машинистов и оказывается первая помощь сотрудникам метрополитена. Кроме того, в помещениях дежурных по каждой станции есть "безмедикаментозные аптечки для оказания первой помощи работникам". В комплект такой аптечки входят только бинты, жгуты и другие средства для перевязки ран, а также набор для искусственного дыхания. Теоретически пассажиры также могут воспользоваться такой аптечкой или зайти в медпункт, если он находится по пути. Однако, как подчеркнул собеседник M24.ru, подземка не обязана оказывать медицинскую помощь пассажирам. Кроме того, у метрополитена нет всех необходимых для этого средств. Работники подземки в случае экстренной ситуации с пассажиром вызывают ему городскую "скорую".
Как рассказал M24.ru заместитель председателя независимого профсоюза сотрудников метрополитена Николай Гостев, пустующие медицинские пункты у метрополитена есть, в частности, на станциях "Серпуховская", "Савеловская", "Тимирязевская", "Войковская". "Есть также пункт на "Комсомольской", однако там последнее время все помещения используют для административных нужд", - отметил Гостев.
Сейчас это совершенно пустые комнаты, в которых нет даже медицинских шкафов. Если город решит организовать на базе таких кабинетов обслуживание пассажиров, их нужно будет полностью оборудовать заново. Он также добавил, что самостоятельно метрополитен не сможет организовать медпункты, поскольку у подземки нет лицензии на оказание медицинских услуг. "А такие пункты действительно очень нужны в метро, особенно летом в жару", - заявил Николай Гостев.
Как сообщил M24.ru заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников, вопрос организации пунктов медицинского обслуживания в метрополитене требует тщательной проработки. "Департамент здравоохранения ограничен зоной действия полисов обязательного медицинского страхования. По ним экстренную помощь оказывает "скорая". Чтобы организовать пункты помощи населению в метро, потребуется, возможно, даже специальное постановление правительства и решение мэра", - пояснил чиновник.
Он также отметил, что метрополитен – унитарное предприятие, оно берет с пассажиров деньги за проезд. "Соответственно, есть вопрос: почему город должен выделять бюджетные средства для организации дополнительных услуг предприятием, имеющем собственные доходы", - заявил Печатников.
Председатель комиссии по здавоохранению Мосгордумы Людмила Стебенкова отметила, что медпункты в метро можно организовать, но только на станциях с высокой проходимостью. "На центральных и кольцевых станциях, где много людей, это может иметь смысл", - отметила Стебенкова. По ее словам, чтобы проект был одобрен, необходимо подсчитать статистику вызовов "скорой помощи" на станции метро.
Она также пояснила, что в пунктах помощи пассажирам не потребуется присутствия лечащих врачей – достаточно будет привлечь туда медсестер. "Из лекарств потребуются средства быстрого действия для стабилизации давления и пульса, облегчения дыхания – если пассажир страдает астмой, обезболивающие. Кроме того, должны быть бинты и пластыри, тонометры и термометры", - рассказала депутат.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков полагает, что пункты медпомощи не обязательно должны располагаться на центральных станциях метрополитена. По его словам, кабинеты следует оборудовать так, чтобы от них можно было за 10 минут охватить максимальное количество ближайших станций. "Работающий там специалист должен совмещать дежурства и выездную деятельность", - отметил эксперт. Всего, для того, чтобы полностью покрыть подземку оперативной медпомощью, по мнению Янкова, потребуется около 40 врачебных кабинетов.
По его словам, пассажиры должны иметь возможность обратиться в такой медпункт по любому поводу. "Даже если это просто царапина, пусть будет возможность прийти и обработать рану. Это в любом случае не приведет к очередям на станциях. Практика организации медпунктов в аэропортах и на вокзалах показывает, что у таких кабинетов столпотворения не образовывается", - рассказал Янков.
Дарья Миронова