Фото: ТАСС/ Виталий Белоусов
5 октября российские преподаватели отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный день учителя. Корреспондент издания M24.ru поговорил со столичными педагогами и выяснил у них, как меняется современная школа и почему книжка в руках ребенка предпочтительнее, чем новомодный гаджет.
Наверное, не будет преувеличением назвать День учителя одним из самых любимых и популярных профессиональных праздников. В этот день педагоги принимают поздравления от своих учеников, которые дарят им цветы и подарки, а также устраивают концерты и проводят День самоуправления.
Мы узнали у педагогов разного возраста и стажа об их работе, учениках и школьных нововведениях.
Оксана Фефелова. Учитель младших классов ГБОУ Школа №2070. Стаж: четыре года
Про технологии
Мне нравятся нововведения, я вижу, что когда урок подготовлен с презентацией, дети больше усваивают и все увлечены, потому что это поколение ближе к компьютерам, чем к учебникам. Это факт. Я использую в своей работе электронный журнал. Общение в социальных сетях тоже практикую, у нас с ребятами есть группа ВКонтакте, там мы обсуждаем наши классные дела и туда же выставляем фотографии с мероприятий, какие-то документы.
Если говорить об онлайн-собраниях, то я позитивно отношусь к этой инициативе, но такой практики у меня пока не было. Впрочем, тут есть и минусы: не все родители используют интернет.
Фото из личного архива Оксаны
Технологии влияют и на самих учеников. Если за работой с учебниками многие всего лишь отсиживались, то с проектированием на экране или в работе с мультимедийной доской все дети становятся активными настолько, что многие начинают выкрикивать, тянуть руки, вскакивать с места: "А можно я? А спросите меня". Есть некоторые ребята, которые хорошо учатся, с интересом. Но, к сожалению, есть те, кто не хочет стараться. Им интереснее сидеть в игрушках в телефоне, с книгами они не дружат.
Как заинтересовать трудного ребенка
Мотивировать ребенка довольно трудно, дети настолько индивидуальны, что иногда трудно угадать, как открывается их замок стремления к знаниями. Был в моей практике один случай. Дело было в первом классе. Отметки еще запрещены, я оценивала ребят с помощью смайликов - солнышек-тучек - или печатей в тетрадях. Но на мой класс впечатления это не произвело, особенно на одну девочку. Она настолько не хотела учиться, что могла даже садиться на пол и отказывалась вставать. И вот однажды я решила выдавать детям медальки. Распечатала много-много разных медалек, где написала "молодец", "я хорошо занимаюсь", "так держать". Тогда все дети завели конверты и начали вести счет, кто больше медалей получил. И вот тут даже трудная девочка резко изменилась. Мы беседовали с ее мамой, которая узнала о медалях только через неделю, как они появилась. Она так удивилась, что дочь о них ничего не рассказывала. Вот мама ее и попросила показать хоть одну. Так и пошло. Теперь эта ученица твердая хорошистка.
Фото из личного архива Оксаны
Как меняется современная школа и чего ей не хватает
Мне кажется, дети стали более агрессивными. Могут сказать, что в наше время трепетно относились к учебе. А сейчас ребята могут сказать учителю все, что хотят, мне кажется, эта агрессия тоже связана с компьютерными играми.
Также беспокоит то, что современная школьная система не организованна, даже иногда задаешься вопросом, а какой мой преобладающий вид деятельности: учить детей или заниматься документацией? И, к сожалению, в первую очередь, пока мы не заполним много бумажек, а они просто не заканчиваются, мы не можем заниматься детьми. Просто жалко деревья и потраченное время.
Евгений Абакумов. Учитель истории, лицей №1524. Стаж: два с половиной года, до этого преподавал в вузе
Про технологии
Насчет внедрения технологий у меня двойственная позиция. Обойтись без ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) сейчас невозможно. Динамические карты, схемы использовать нужно. Это облегчает труд педагога и очень наглядно для ребят. Но, с другой стороны, тратится много времени. А дети уже привыкли, их этим не удивишь, они влились.
Современные ребята научились быстрее находить информацию, читать стали больше, причем информацию они находят быстро и точно, умеют сортировать ее. Новые правила ставят задачу научить ребенка ориентироваться в массиве информации.
Если говорить о перспективе проводить онлайн-собрания, то я считаю, что все равно обязательно нужен визуальный контакт.
Фото: m24.ru
Как заинтересовать трудного ребенка
Наши дети мотивированные, они отличаются от ребят из общеобразовательных школ. Да и вообще, я легко нахожу с учениками общий язык, у нас с ними нет разногласий.
Чего не хватает школе
У нас вообще особая среда, лицейская. Например, нет Wi-Fi. Дети должны учиться, а не развлекаться с гаджетами. Мы сориентированы на то, чтобы поддерживать старые традиции. Поэтому здесь мне все нравится.
Ксения Сорокина. Учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 1319. Стаж: 29 лет
Про технологии
Я плохо отношусь к компьютеризации школы. В частности, к возможности онлайн-собраний. Люди должны общаться, чувствовать друг друга, видеть глаза собеседника, не должно быть барьера, стекла. Но главное – это то, что компьютеры губят здоровье самих ребят, их зрение, осанку, они находятся под постоянным облучением. Я уверена, что перевод моих предметов на электронную форму приведет нас к неандертальцам, потерявшим дар речи. Мы не должны загонять все в схемы и блоки.
Фото: m24.ru
Что касается электронного журнала, то прошлый его вариант мне нравился, новый пока вызывает у меня отрицательные эмоции. Все равно пользуюсь бумажками. Да и компьютер включаю только для заполнения электронного журнала.
Не могу сказать, что все дети стали повально носиться с гаджетами. Половина имеет маниакальную потребность потыкать в кнопочки, а другая по-прежнему равнодушна к этому. Тем более, это даже не очень удобно - искать фрагмент текста на планшете.
Как мотивировать ученика
Факт, что современные дети стали меньше читать. Я не борюсь с учениками, если ты ответил, раскрыл тему, хорошо. Дальнейшее - это твоя личная жизнь. Любовь к чтению прививается в семье, с детства. Я могу только поддержать и направить. Когда родители жалуются мне на своих детей, я их могу спросить: а когда в последний раз ребенок видел вас с томиком "Войны и Мира" в руках? Ошибочное представление, что учитель должен заставлять, понукать. Это не так.
Фото: m24.ru
Как меняется школа
Не могу сказать, что мне нравится происходящее с нашим образованием. Но буду надеяться только на то, что кто-то еще верит мне, прислушивается к моим советам и продолжает читать. Я не переоцениваю свои возможности. Я просто делаю свою работу.
Ольга Салманова. Учитель географии, ГБОУ СОШ №518. Преподавательский стаж: 43 года
Работать с детьми - это всегда не просто, но интересно. Последние годы у меня очень хорошие классы. И с детьми всегда были хорошие отношения. Как-то просто нахожу контакты, впрочем, ребята отвечают мне взаимностью.
Про технологии
Наша школа располагается в уникальном здании архитектора Звездиной. После капремонта в начале 2000-х у нас начали активно внедрять компьютеры. Постепенно все учителя начали их осваивать, хотя сначала было тяжеловато. С помощью новых технологий мы можем нагляднее учить детей.
Кроме того, мы начали одними из первых переходить на электронный журнал, сначала все давалось с трудом. Потом мы привыкли, теперь нам все нравится. Тем более есть огромный плюс – это быстрая связь с родителями, которые могут онлайн задать вопрос любому преподавателю. Беда в том, что до сих пор есть семьи без интернета. Для таких у нас есть письменные журналы и дневники.
Фото: m24.ru
Стоит отметить, что преподавателям все же больше нравится, когда дети держат в руках книжку, а не гаджет. Да и учителю сложно бывает перейти от традиционных методов. Впрочем, технологии – это хорошо. Вот, например, шпаргалочку ученику стало искать проще. Несколько лет назад не каждый мог выйти в сеть, теперь новое поколение. И учителю надо вовремя замечать светящийся экран. Но это даже неплохо, если ученик знает, где и что смотреть.
Как мотивировать ребенка
У нас особая школа, небольшая, камерная, мы всех детей очень хорошо знаем. Ребята приходят к нам именно учиться, проблемных детей нет. Отношения у нас очень добрые. Атмосфера такая, что стычек не бывает.
Помимо того, у нас ведь наравне со всеми учатся и ребята-инвалиды. И остальные дети не удивляются, не задают вопросы, а только помогают своим особенным товарищам. Мы все вместе ездим на турслеты, например.
Фото: ТАСС/ Валерий Матицин
У нас также есть специальная организация под названием "Остров". Там ребята устраивают разные мероприятия, играют в игры. Потом очень здорово наблюдать, как пятиклассники общаются с десятиклассниками на равных.
Как меняется школа
Меня очень тревожит процесс слияния школ. К нам часто приходят родители из других учебных заведений и говорят, что переводят своего ребенка, потому что наша школа ни с кем не сливается. Ведь это очень плохо. Хорошие учителя уходит, детей тасуют. Ничего хорошего.
Подготовила Алена Ульянова