Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
28 ноября в столице пройдет фестиваль экспериментальной музыки "ВДОХ". Там выступят 17 молодых и перспективных коллективов, включая новый проект Найка Борзова Killer Honda, участницу проекта "Голос" Яну Блиндер и оркестр уличных музыкантов Mosbrass. Стоит отметить, что на самых первых фестивалях "ВДОХ" выступали еще неизвестные тогда "5'nizza", "Бумбокс" и Нино Катамадзе.
Организатор фестиваля, основатель регги-фанк группы "W.K.?" Эдуард Шум рассказал нам, почему нужны подобные фестивали, сколько надо выпить, чтобы тебе понравилась молодая группа, а также о продюсировании "5'nizza" и Сергея Бабкина.
[html][/html]
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
"ВДОХ"
"По годам получается, что этот фестиваль "ВДОХ" должен быть 14-м, но в некоторые года я делал по два, а то и по три фестиваля, так что он где-то 20-й по счету. Но я его уже не хочу нумеровать. Каждый год после фестиваля думаю: "Ну, все, надоело, больше не буду его делать". Проходит год, и я понимаю, что если в этом году фестиваля не будет, то люди не услышат много новой музыки. Я никогда не скрывал, что самый лучший вариант послушать любимых артистов - сделать фестиваль и позвать их туда, пока они не стали суперзнаменитыми.
В этом году у меня была парочка интересных коллективов, потом хотел показать то, что делаем мы сами. Ну, думаю, пять групп. Однако в итоге собралось 17 коллективов. Поэтому фестиваль получился экспериментальный, в таком виде я его никогда не делал. Пройдет все в "Летчике" и в China-Town. Можно зайти туда, а не нравится – спуститься вниз. Один билет на два клуба.
Я понимал, что крупную площадку не соберу без именитых артистов, и тут мой старый друг Саша Бергер (пресс-атташе "Ляписа Трубецкого" - прим. ред.) говорит: "Эдик, давай сделаем сразу и в "Летчике", и в China-Town". Мне всегда нравилось, когда на фестивале у слушателя есть выбор. Фестиваль вещь такая - ты еще не выпил 50 грамм, и группа тебе не будет нравиться. У тебя должна быть альтернатива. Поэтому мне было комфортно в той же "Икре" делать – наверху большая сцена, внизу – маленькая. Найти в Москве два таких же близко расположенных клуба, наверное, можно, но это все родные места.
Всего будет около ста музыкантов. Полный бардак. К тому же молодые музыканты не все могут "дожить" до своего выступления. У меня часто бывало, что я группу снимал, потому что: "Все, ребят, ваш барабанщик с гитаристом так хорошо провели время, что вам даже выходить на сцену не надо".
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
В этом году я надеюсь, что фестиваль просто создаст хорошую атмосферу. Я, конечно же, предупрежу, чтоб люди не напивались, но боюсь, что я сам напьюсь первый. Потому что когда ты уже взрослый и понимаешь это, ты можешь медитировать, все контролировать, энергию держать, но в какой-то момент ее же надо куда-то выплеснуть, какой-нибудь нехороший человек обязательно найдется, которому захочется морду набить! И чтоб не бить, ты идешь в гримерку, говоришь музыкантам: "Ребята, налейте кто-нибудь". Поэтому, надеюсь, все будет без особых сюрпризов.
Фестиваль будет длиться около восьми часов. Самой музыки будет часов на шесть. Конечно, мозг человека больше, чем три часа музыку слушать не может. Четыре – максимум, и ты пухнешь. Я не раз был на фестивалях и понимаю, что я бы не прослушал и шести групп. Две или три максимум, и то с перерывом - сбегать за ворота выпить.
Мне одна подруга написала: "Это будет первый фестиваль "ВДОХ", где я не знаю ни одного артиста!" Значит есть большой шанс удивиться. Вася Зоркий будет – у него английская волна. Найк Борзов с Killer Honda – это рок-н-ролл. Потом "Девушка Школьника" – это семь музыкантов, пять девочек, ска играют. Их Саша Бергер поставил. Яна Блиндер – электроника. Еще Чек с "Тали-Квали" – это соул с оттяжкой назад, как я люблю. Потом Plastic Glass – это мой проект, серф-музыка. Вообще, на "ВДОХе" я представлю все три свои проекта.
Возможно, будет Роксана – немножко джаза, чтобы всех взбодрить. Еще будут десять барабанщиков африканских, которые вынесли мне мозг, я сказал: "О’кей, но вы будете играть под утро, когда уже все того... устанут. Что еще нужно человеку после бурной ночи - только барабаны и море"
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
О начинающих музыкантах
"Мне на "ВДОХ" подали 300 заявок за две недели. Я их всех прослушал, и лишь одна группа оказалась более-менее, а в целом все низкосортно и вторично… По крайней мере для меня, человека, который слушает музыку уже больше 20 лет и любит интересную, вкусную, качественную…
Я вижу молодые европейские коллективы из той же Венгрии, и понимаю, что этим ребятам всего по 20 лет, а они уже вовсю мочат. Надо четко понимать, что в России и за рубежом разные схемы преподавания музыки. У нас очень часто группу вокруг себя собирает один лидер, и ему пофиг - он может взять друга, который на гитаре никогда не играл, покажет ему пару аккордов. Скажем та, старая рок-история с 1980-х, она и осталась - можно собрать группу и …[все равно] кто как играет.
А могут еще собираться, основываясь на любви к другим группам: "Мы все любим "Танцы минус", поэтому будем играть как они. В принципе, я прекрасно понимаю, что вся мейнстримовая история построена на продолжателях. Появилась группа "Мумий Тролль", и все - у нас половина российских групп хотят петь как Лагутенко. Чем больше у тебя подражателей, тем больше тебя пиарят"
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
О работе с "5'nizza" и Сергеем Бабкиным
"Группу "5'nizza" я услышал на "Казантипе" в 2000 году. Как это бывает, выключили свет на всем фестивале, и я просто шел по пляжу, а ребята пели, вокруг них сидело еще человек сто. Я подождал, пока они допоют, потом подошел и сказал: "Давайте завтра встретимся, поговорим". Мы встретились и я предложил им поехать в Москву. Собственно, привез их в Москву и стал менеджером. На нас, естественно, сразу накинулся весь шоу-бизнес, и я вынужден был вести себя порой грубо. Я никогда этим не занимался, опыта ноль, потому наломал много дров - многим хорошим людям нахамил, за что мне до сих пор неудобно. Так что, пользуясь случаем, приношу извинения.
Я действительно был очень груб, просил гонорар за них больше, чем стоила в то время группа "Тату". Но ведь они платили эту сумму. Поэтому с точки зрения продюсирования я был хорош.
Еще я привозил "Lюk", Нино Катамадзе - уговорил ее тогда из Грузии приехать. При этом я никогда не заключал контрактов и договоров - я из той старой школы, которая выросла на доверии. На данный момент я никем не занимаюсь принципиально, потому что надо тратить важный ресурс – свое время. Во-вторых, надо вкладывать финансы. А это все без договоров очень стремно в наше нелегкое время. Это риск, потому что никто никаких гарантий не дает: ни ты артисту, ни он тебе. Так ты потратишь пять лет жизни, все свои сбережения, и в итоге останешься и без артиста, и без сбережений, еще и друга потеряешь. Поэтому сейчас мне проще сходить на концерт, купить билет и послушать того, кто мне нравится.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
У Запорожца, собственно, был и есть уникальный вокал. И в постсоветском пространстве аналогов такого тембра я точно не знаю. А с Бабкиным я уже год как не работаю. Но за Сережу я спокоен, он сейчас собирает уже тысячные залы.
Талантливый человек без помощника ничего не стоит. Я видел очень много талантливых людей, которые спились, сторчались и вообще забросили музыку. Людей, которые могли бы быть гениальными. Мое правило таково, что когда каждый занимается своим делом – все работает. А когда артист тебе говорит, как тебе его продвигать, я ему могу ответить: "Дружище, я же не говорю тебе, какие песни писать и как тебе петь, потому что это твое дело. А это мое дело. Давай мы просто будем заниматься каждый своим". Пока есть доверие, и ты создаешь для артиста комфортные условия, он развивается.
У артиста оно как бывает: вот он сидит дома, пишет песню, сыграл концерт – у него сто человек пришло, приехал через два месяца – у него уже тысяча слушателей. Он думает: "…[Вау], какую офигенную я песню написал!" Он же не может оценить, какой фронт работ ты проделал. Работа менеджера, она невидимая"
Топ-10 треков от Эдуарда Шума
[html][/html]