Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Четыре московских театра в 2015 году объединят и передадут в ведение бюджетного учреждения "Москонцерт", рассказал M24.ru генеральный директор "Москонцерта" Александр Беленький. Речь идет о театре "Варьете", Московском мюзик-холле, театре миниатюр и детском музыкально-драматическом театре "А-Я". Коллективам обещают не вносить изменения в репертуар и не увольнять труппу, сократить могут лишь административный аппарат.
По словам Беленького, все четыре театра присоединят к штату "Москонцерта" с прежним бюджетным финансированием и субсидиями. "Сейчас идет чисто юридический процесс присоединения. По нашему опыту, он займет от трех до шести месяцев. Далее под эгидой "Москонцерта" театры будут заниматься той же деятельностью. Но только если раньше над продвижением театров работал один администратор, то сейчас ими будет заниматься целый продюсерский центр", - объяснил Беленький.
Никаких сложностей в объединении таких разнопрофильных коллективов глава "Москонцерта" не видит. "Нашей организации 80 с лишним лет, со многими присоединяемыми коллективами мы ранее работали", - сказал собеседник M24.ru.
В пресс-службе департамента культуры объяснили причину грядущего присоединения тем, что "часть вышеперечисленных театров не имела своих площадок и вела неэффективную творческую деятельность, регулярно не выполняла государственное задание".
"Например, в Московском театре миниатюр на исполнение государственного задания из бюджета выделяется 5,8 млн рублей, а внебюджетные средства составляют всего 1 млн руб", - объяснили в пресс-службе.
Детский музыкально-драматического театр "А - Я" в 2014 году получил 14,9 млн рублей, а планируемые внебюджетные доходы театра - 2,5 млн рублей, то есть всего около 20%. К тому же, театр расположен в довольно тесном помещении в доме в Петровском переулке. Там нельзя оборудовать второй эвакуационный выход, потому что дом является памятником регионального значения. Департамент культуры считает, что "Москонцерт" располагает достаточным административно-техническим потенциалом и в состоянии наладить полноценный и эффективный творческий процесс театров, при этом оптимизировав расходы бюджета по их содержанию", - сказали в пресс-службе ведомства.
Александр Беленький отметил, что коллективы, у которых были свои помещения, не лишатся их. При этом он заявил, что у "Москонцерта" нет своей площадки. "Мы постоянно арендуем для наших коллективов площадки по всей Москве, плюс имеем несколько своих репетиционных залов", - сказал он.
По словам Беленького, массовых сокращений также проводить не планируется. "Могут потерять места лишь те, кто дублирует наши административные должности. Остальным мы предложим варианты. Например, "Детский театр А-Я" присоединится к нашему объединению по работе с детьми и юношеством", - подчеркнул глава "Москонцерта".
Ссылки по теме
- Сергей Капков будет лично курировать столичные театры
- Гоголь-центру год: гранты драматургам и классика на сцене
- Театральные реформы уходящего года
Директор театра "Варьете" Александр Черенков подтвердил, что "Москонцерт" обещал оставить большинство сотрудников на своих местах. "Все наши актеры останутся, исчезнут административные должности, например, мой заместитель, бухгалтер театра. Моя будущая должность точно пока не ясна", - сказал Черенков.
Он отметил, что объединение театра с "Москонцертом" все же может создать определенные организационные трудности. "Например, у нас есть свои мастерские по костюмам. Будет крайне неудобно обращаться по каждому вопросу, будь-то покупка перьев или других мелких деталей, в вышестоящую организацию, ждать ответ и выделения средств. Это может усложнить творческий процесс", - объяснил Черенков
Он считает, что далеко не все учреждения культуры могут выходить на самоокупаемость. По словам Черенкова, многие проблемы театра "Варьете" связаны с отсутствием помещения. Коллективу несколько лет назад обещали помещение на Арбате, но в конечном итоге "дома" для театра не нашлось. "Если театру дать помещение и поставить план по количеству выступлений – проблему эффективности театра можно будет решить", - полагает Черенков.
Московский театр миниатюр, у которого также нет своей площадки, отказался прокомментировать ситуацию. У остальных театров, которые будут объединены, есть своя сцена. Художественный руководитель театра "Мюзик-холл" Платон Равинский отметил, что театр не страдает от отсутствия зрителей. "У нас шесть собственных программ и мы проводим много партнерских постановок с другими коллективами. В этом году было около 200 выступлений", - сказал Равинский. Он выразил опасение, что театр потеряет помещение на Каланчевской улице. У "Москонцерта" нет своей сцены, и пока неизвестно, дадут ли нам площадки для репетиции", - сказал Равинский.
По словам пресс-секретаря детского музыкально-драматического театра "А-Я" Светланы Кочериной, учреждение также беспокоится, что после присоединения к "Москонцерту" он не сможет выступать на своей площадке в Петровском переулке. "После объединения театр станет, по сути, прокатной организацией, и наша концепция "Маленький театр для маленьких зрителей" разрушится. По поводу недостающего второго запасного выхода хочется добавить, что, по заключению Москомнаследия, к нашему зданию как к памятнику в принципе неприменимы эти требования, но мы можем играть при ограниченном количестве зрителей. Учитывая, что наш зал – на 50 человек, мы выполняли все требования", – добавила она.
При этом, по словам Кочериной, сама идея объединения неплоха, но работать вместе стоило бы театрам, близким по жанрам. "Были разговоры об объединении детских театров, но идея не реализовалась", - посетовала она.
Культуролог, член Союза писателей Роман Шебалин отметил, что можно понять беспокойство театров по поводу своих помещений. "Если у театра есть свой "дом", гораздо удобнее репетировать и в целом ассоциироваться с конкретным помещением. В то же время, есть отдельный вид театров, деятельность которых состоит только из спектаклей на чужих площадках, и нельзя сказать, что у них плохое качество постановок, - сказал эксперт. - В целом, измерять уровень культурного учреждения окупаемостью – не совсем корректная постановка вопроса. Гораздо актуальнее оценивать театры с точки зрения вклада в сохранение и продвижение культуры".
Всего в Москве работает 317 театров, из них 88 находится под управлением департамента культуры
Светлана Кондратьева[/B