Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
Центр организации дорожного движения подготовил аналитический отчет о причинах ДТП в Москве и способах борьбы с ними. M24.ru предлагает читателям ознакомиться с ними.
Основные причины аварий
Превышение скорости; нарушение очередности проезда; игнорирование правил пересечения перекрестков; неопытность водителя
Эксперты ЦОДД ссылаются на федеральную статистику, согласно которой 80% ДТП с пострадавшими происходит по вине водителей.
Так, в результате наезда на пешеходов в 2013 году в России погибли свыше 4,1 тысячи человек, еще более 39,5 тысяч получили травмы. Всего зафиксировано более 40 тысяч таких ДТП. По вине пьяных водителей 2,4 тысячи человек и получили травмы 19,3 тысячи человек. Жертвами автомобилистов, выехавших на встречную полосу стали в прошлом году 6,2 тысячи человек и 5,4 тысячи погибли из-за превышения скорости. В ДТП связанных с этими нарушениями в общей сложности получили травмы почти 38 тысяч человек.
Кроме того, в прошлом году почти 14 тысяч аварий произошло по вине водителей, не имеющих прав. В таких ДТП погибли почти 2,3 тысячи человек и пострадали порядка 18,8 тысячи человек. Из-за несоблюдения очередности проезда погибли свыше 1,5 тысяч человек и пострадали более 43 тысяч.
По данным статистики в последние годы растет число ДТП с участием молодых водителей. В прошлом году по их вине произошло свыше 31,8 тысячи аварий, в которых погибли более 3,5 тысяч человек и пострадали более 44,4 тысячи человек. Относительно 2011 года количество таких ДТП выросло на 23%, а количество погибших - на 8%
Самыми распространенными причинами аварий с участием молодых водителей стали: несоответствие скорости конкретным дорожным условиям (в 9,1 тысячах случаев) и несоблюдения условий проезда (в 5,8 тысячи случаев).
Также основными видами ДТП у молодых людей является столкновение. В прошлом году на этот вид аварий пришлось 51% ДТП, 53 % погибших и 58 % раненых. Второй по частоте вид аварий у молодых водителей - это наезд на пешехода - 18% случаев, 16% - погибших и 13% раненых.
Культура вождения
Свой уровень культуры поведения на дороге высоким считают менее трети водителей
В ЦОДД отмечают, что культура вождения, согласно опросам, в целом не повышается.
Так в мае 2012 года свою культуру вождения скорее высокой назвали 37% московских водителей. Более половины посчитали, что им присуща средняя культура вождения, лишь 7% признались, что обладают низкой культурой поведения на дороге и 5% затруднились ответить.
В сентябре того же года высокой свою культуру вождения назвал 31 процент водителей. Однако средняя - выросла до 66%, а низкая - уменьшилась до 3%, затруднились ответить - 1% опрошенных водителей.
Ссылки по теме
- Составлен список самых аварийных мест Москвы за неделю
- С 2015 года экзамены на права обойдутся в 4,5 тысячи рублей
- Чаще всего ДТП возникают в местах перекрытия движения - Поляков
В апреле 2013 года как высокую свою культуру поведения на дороге оценили 26% опрошенных, как среднюю - 61 процент, как низкую - 3% и затруднились с ответом 1 процент автомобилистов.
Самые опасные нарушения ПДД
Пьяное вождение; выезд на красный; превышение скорости на 60 км/ч
Среди трех самых опасных нарушений на дороге большинство московских водителей назвали - вождение в пьяном виде (70%), выезд на красный сигнал светофора (69%), а также превышение скорости на 60 километров в час (30 %). Менее опасными водители считают непропускание пешеходов на пешеходных переходах (18 процентов), нарушение правил обгона (16 процентов); несоблюдение очереди проезда (12 %).
Что касается ДТП, происходящих в зоне пешеходного перехода, то часто водитель не готов к опасной ситуации из-за отсутствия знаний. Так 14% водителей считают, что машина может легко остановиться в случае внезапного появления пешехода на переходе. При этом 70% респондентов назвали причиной нарушений ПДД на пешеходном переходе спешку.
Тем не менее 22% водителей считают, что опыт позволяет им ездить на 20 километров в час быстрее, чем разрешено. А 36% водителей уверены, что превышение скорости на 20 километров в час - это мелким нарушение и повседневная практика большинства автомобилистов.
Помимо этого, эксперты ЦОДД называют частой причиной ДТП неготовность водителей к изменению погодных условий. Согласно опросу ВЦИОМ, 70 процентов водителей знают, что разная погода накладывают определенные ограничения на скорость движения автомобилей. Однако лишь 45% респондентов стараются водить аккуратнее только при очень серьезном ухудшении погоды. Впервые услышали об этих ограничениях 25% водителей-мужчин и 17 % женщин.
За последнее время в туман или при плохой видимости совершали обгон с выездом на встречную полосу совершали 15 % опрошенных по России и до 10% опрошенных по Москве Треть опрошенных водителей по России и каждый пятый водитель в Москве выезжали на встречку во время дождя.
Фото: M24.ru/ Евгения Смолянская
Как уменьшить количество ДТП
Обучать автомобилистов вождению при разной погоде; повышать уровень культуры вождения; проводить тренинги для молодых водителей; соблюдать "принцип Моргана".
Для сокращения числа аварий, связанных с неблагоприятными погодными условиями, эксперты предлагают проводить дополнительное обучение водителей правильной модели поведения на дороге в соответствии с дождем, снегом, градом, туманом, гололедом и резкими перепадами температур.
Для сокращения аварий на пешеходных переходах предлагается устраивать для водителей специальных занятий, направленных на повышение уровня культуры дорожного движения.
Чтобы повысить безопасного вождения в ЦОДД предлагают проводить для неопытных водителей практические тренинги для начинающих водителей, обучающих навыкам вождения в случае возникновения опасности на дороге, контролю над автомобилем, управлению скоростными режимами, а также рациональному использованию пространства салона.
Также в ЦОДД считают важным напоминать водителям о так называемом "Принципе Моргана", постулирующем тотальное равенство прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения.
История вопроса
В 1923 году чернокожий американский изобретатель Гэррэт Морган запатентовал конструкцию, которая переключала сигналы светофора автоматически, через равные промежутки времени. По легенде, ему просто надоело ждать на перекрестках, пока регулировщик пропустит всех белых водителей, и только потом даст дорогу неграм. В пояснении к своему патенту Морган написал: очередность проезда не должна зависеть от личности водителя или полицейского.Кроме того, специалисты призывают четко разграничить в законодательстве и правоприменительной практике понятий "неосторожное вождение" и "опасное вождение".