Утром 4 октября в Мособлсуде прошло первое открытое слушание дела о теракте в аэропорте "Домодедово". Решение открыть процесс для публики суд принял 2 октября. В закрытом режиме по-прежнему будут рассматриваться материалы под грифом "секретно".
Напомним, взрыв в аэропорту "Домодедово" прогремел 24 января 2011 года. В результате погибли 37 человек, 172 - пострадали.
По версии следствия, преступление было организовано лидером террористической организации "Имарат Кавказ" Доку Умаровым, в подчинении которого находилась банда под руководством Аслана Бютукаева и Супьяна Абдуллаева.
Четыре на четыре
На заседании суда в четверг дали показания четверо потерпевших. Все они получили ранения разной степени тяжести, но только двое потребовали компенсации морального вреда в общей сложности на сумму более 15 миллионов рублей.
Подсудимых также четверо – это Ахмед Евлоев, Башир Хамхоев, братья Ислам и Илез Яндиевы. По информации прокуратуры, они помогли смертнику Магомеду Евлоеву добраться из Ингушетии в Москву и снять там жилье, затем передали пояс смертника со взрывчаткой, выбрали для преступления место наибольшего скопления людей - зал прилета международных авиалиний, после чего отправили Евлоева на такси в аэропорт для совершения самоподрыва. Во время разрешенной десятиминутной съемки обвиняемые прятали лица и на вопросы журналистов не отвечали.
В зал заседания доставляют материалы дела. Фото: М24/Виктория Сальникова
"Виноват аэропорт"
Первым суд допросил Илью Белова, который находился в нескольких десятках метров от террориста-смертника. Он подчеркнул, что в здание аэропорта прошел свободно и не помнит, чтобы там находилась служба безопасности.
"Вроде там была милиция, но я свободно прошел. Очень плохо проверяли входивших. "Домодедово" – самый плохой по обеспечению безопасности аэропорт", - сказал он.
В дальнейшем Белов отозвал иск о возмещении морального вреда на сумму пять миллионов рублей к подсудимым, сообщив, что в произошедшем винит аэропорт.
"Я уверен, что виноват аэропорт. К подсудимым претензий не имею", - сказал потерпевший в суде.
Олег Тювинов, допрошенный вторым, также отказался от предъявления иска, а вот пострадавший Дмитрий Бурыкин заявил о намерении подать иск на 10 миллионов рублей. После взрыва в его теле до сих пор осталось множество осколков, не все из них можно удалить.
Потерпевшие. Фото: М24/Виктория Сальникова
Последней перед судом выступила потерпевшая Нонна Гаврилова. В тот день она приехала в аэропорт, чтобы встретить дочь с зятем. Рейс задержали, и чтобы скоротать время, она зашла в кафе в здании аэропорта.
"Мы зашли через "нулевой" вход. Не было никакого досмотра, охраны. Нас это поразило. Мы поднялись на второй этаж в ресторан, а когда присели, то к нам подошел мужчина и попросил денег на билет до дома. Потом к нам подошел человек и попросил стаканчик. Потом еще какой-то мужчина подошел. Нас это поразило. Мы даже не доели и спустились на первый этаж", - рассказала потерпевшая.
Гаврилова добавила, что по территории аэропорта свободно ходили "какие-то люди и предлагали карточки и продукты". В зале ожидания некоторые были с "огромными баулами", что также насторожило потерпевшую.
После взрыва везде, кроме одного кафе, погас свет. Из-за густого дыма не было видно, где находился выход. По сообщению Гавриловой, нигде не было аптечек. Сотрудники аэропорта не оказывали помощь пострадавшим. Раненые сами помогали друг другу выбраться на улицу.
В конце своего выступления Гаврилова сообщила, что до сих пор переживает последствия теракта, как физические, так и эмоциональные. Она рассказала, что недавно была с ребенком в кафе, где лопнул воздушный шар, и настолько испугалась, что сразу пригнулась – думала, еще один теракт. Однако предъявить к подсудимым иск о возмещении морального вреда женщина отказалась.
Родные подсудимых: они не виновны
К концу заседания в Мособлсуд подъехал брат Башира Хамхоева. Он сообщил журналистам, что уверен в невиновности родственника.
"Мой брат не имеет никакого отношения к преступлению, и все это прекрасно знают. Это обычное явление, учитывая, что дома творится. Они из тех, кто стоит "на карандаше", а, когда что-то случается, таких людей собирают и вот...", - сказал он.
Подсудимые. Фото: М24/Виктория Сальникова
На вопрос об обстоятельствах задержания мужчина ответил, что Башир Хамхоев у себя на родине попал в аварию и был госпитализирован, но из больницы его уже не выпустили. Родственник подчеркнул, что четверо обвиняемых между собой знакомы не были.
Адвокат Хамхоева Татьяна Окушко также уверена в невиновности своего подзащитного. По ее словам, в деле имеются доказательства этого, но Окушко не уточнила, о чем именно идет речь, сославшись на подписку о неразглашении.
Она добавила, что многие потерпевшие хотели предъявить иски к аэропорту "Домодедово" из-за плохо налаженной системы безопасности.
"Потерпевшие утверждают, что не было охраны, был свободный доступ в аэропорт. Многие настаивают, что он и в настоящий момент свободен. Но, как вы знаете, уголовное дело в отношении аэропорта "Домодедово" почему-то прекратили. Спросите позицию потерпевших, очень многие категорично относятся к аэропорту", - подытожила она.
Следующее заседание по делу пройдет 16 октября. Всего в нем более двухсот потерпевших, это не только россияне, но и граждане Австрии, Германии, Великобритании и США. Суду предстоит выслушать показания каждого из них.
Виктория Сальникова, @v_salnikova