Московские власти хотят создать мобильное приложение - инструкцию о том, как нужно оформлять европротокол. Об этом M24.ru рассказал замруководителя департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев. По его словам, приложение станет работать в формате теста, где водителям нужно будет отвечать на простые вопросы. В итоге участники ДТП получат ответ: можно ли самостоятельно заполнить документы на европротокол или нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Также в департаменте транспорта обсуждается идея о том, чтобы включить правила оформления европротокола в программу автошкол.
Как рассказал Андрей Корнеев, этот вопрос обсуждался на заседании недавно созданного при департаменте транспорта экспертного совета по европротоколу. “Мы планируем, что приложение будет работать в формате теста с простыми вопросами, - пояснил чиновник. - Причем вопросы необходимо составить с учетом того, что водитель, отвечающий на них, находится в стрессовой ситуации”.
Корнеев пояснил, что в приложении "пошагово" будут расписаны все действия по оформлению европротокола. Например, там может фигурировать такой вопрос: “Вы попали в ДТП. Есть пострадавшие или нет?”. Если водитель ответит, что пострадавшие есть, то программа покажет, что использовать европротокол нельзя. Также в приложении будут рекомендации проверить полис ОСАГО другого водителя и дату его оформления.
"Если все результаты теста покажут, что европротокол возможен, то приложение объяснит водителю, как правильно оформить документы”, - пояснил чиновник. Также, по словам Корнеева, на экспертном совете при департаменте транспорта обсуждалась идея включения изучения европротокола в программу автошкол.
Напомним, что с 1 июля водителей, которые при небольшой аварии оперативно не покинут проезжую часть, будут штрафовать на 1 тысячу рублей. Поэтому столичные власти решили заняться популяризацией европротокола. Пока водители пользуются им не очень активно: только 4% автомобилистов оформляют ДТП по упрощенной схеме.
Со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по европротоколу с 25 до 50 тысяч рублей. Повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года. Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до этой даты, то лимит выплаты - всего 25 тысяч рублей.
Кроме того, 1 октября 2014 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие до 400 тысяч рублей лимит выплат при оформлении мелких ДТП в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Повышенные лимиты также доступны только тем автомобилистам, которые купили полисы после вступления в силу закона.
Для того, чтобы получить право на повышенную выплату, водитель должен предоставить страховщикам в течение пяти дней после аварии данные фото- и видеосъемки машины и повреждений, а также данные спутниковой навигации. Согласно постановлению правительства РФ, в течение 60 минут после ДТП водители должны сфотографировать или снять на видео госномера и VIN-номера обеих машин, их расположение относительно друг друга, а также повреждения. Также можно указать номера автомобилей свидетелей, если они были. Фотографировать можно на любой смартфон, планшет или камеру. Главное, чтобы четко была видна дата и координаты съемки.
Между тем, чтобы избежать мошенничества с фотографиями и видео, депутаты Госдумы предлагают разработать защищенное мобильное приложение, где можно полностью оформлять европротокол. Приложение позволит в защищенном режиме фиксировать ДТП на камеру смартфона или планшета. Оно должно исключить возможность несанкционированного доступа. Заняться разработкой этого приложения могут страховые компании, которые заинтересованы в исключении мошенничества. Напомним, в IT-департаменте прорабатывают возможность доступа к информации с камер страховщикам, если их клиенты оформляли ДТП по упрощенной схеме на месте аварии. Подробнее об этом в интервью M24.ru рассказал начальник отдела городского видеонаблюдения департамента информационных технологий Дмитрий Головин.
По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, у водителей за много лет езды сформировался стереотип поведения: если попал в аварию, нужно вызывать сотрудников ГИБДД. По ее словам, чтобы изменить этот стереотип, нужен целый комплекс мер. “Как одна из мер может быть специальное приложение для телефонов, которое может дать водителям инструментарий по оформлению европротокола”, - считает эксперт.
Шутылева также пояснила, что у автошкол есть и сегодня возможность включить процедуру оформления европротокола в программу обучения. “В программе есть предмет “Основы законодательства”, где есть отдельный раздел по страхованию. В этом разделе ученикам автошкол можно рассказывать про европротокол. Дополнительных изменений в законодательство вводить не нужно”, - пояснила эксперт. Шутылева отметила, число автомобилистов, оформляющих аварии, по упрощенной схеме вырастет, когда они убедятся, что страховые компании без проблем выплачивают компенсации.
Ссылки по теме
- Водителей начнут штрафовать за перекрытие проезжей части из-за "легких" ДТП
- Как изменились ПДД за год для водителей и пешеходов
- Количество документов, оформляемых при ДТП, сократится - Корнеев
Вице-президент общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Алексей Дозоров отметил, что приложение по оформлению европротокола может быть полезно автомобилистам. По его мнению, единственная сложность в том, что его автомобилистам нужно установить на своем телефоне заранее. Но этому могут помешать суеверия. “По правилам все автомобилисты должны возить с собой в машине знак аварийная остановка - красно-оранжевый треугольник, - пояснил эксперт. - Если авария произошла, а этот знак на дороге не был выставлен, то автомобилист может получить штраф 1 тысячу рублей (статья 12.27 КоАП РФ “Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием” -M24.ru). Все это знают, но знак многие с собой не возят. Считается, что он может “притянуть” к машине несчастья и аварии”.
По мнению Дозорова, по той же логике автомобилисты могут не скачать приложение по помощи в оформлению европротокола заранее. Хотя в целом оно может способствовать повышению числа оформленных аварий по упрощенной схеме.
Анастасия Мальцева