Московские власти планируют сдавать в аренду бизнесменам оборудованные "под ключ" магазины шаговой доступности. Об этом M24.ru рассказал глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Город рассматривает возможность самостоятельно отремонтировать помещения площадью 100-200 квадратных метров, в которых предприниматели смогут открыть магазин. Пилотный проект планируется запустить уже в этом году, но не раньше, чем будут подведены итоги аналогичного эксперимента с киосками.
"Мы планируем оборудовать "под ключ" магазины шаговой доступности и сдавать их бизнесменам. Это будут только продуктовые магазины. В них могут продаваться социальные товары, но конкретной специализации не будет. Возможно, будет образована целая сеть магазинов. Все зависит от того, кто выиграет конкурсы", - рассказал Немерюк.
Власти планируют выделить под магазины помещения площадью 100 и 200 квадратных метров. Пилотный проект может запустят уже в этом году после того, как подведут итоги аналогичного эксперимента с киосками.
Полтора года назад столичные власти обещали выделить 200 помещений под магазины шаговой доступности. Предполагалось, что часть из них займет американская розничная сеть 7-Eleven, однако переговоры не увенчались успехом. Член президиума московского отделения "Опоры России" Александр Жарков отметил, что программа по выделению 200 помещений шаговой доступности предпринимателям не реализована.
При этом в городе начали развивать магазины шаговой доступности в подуличных переходах. В ноябре 2014 года на Земляном валу открылся магазин "Фасоль" компании Metro Cash&Carry. В переходах метро могут появиться и мини-маркеты "Ашан".
В Metro Cash&Carry не ответили на вопрос M24.ru, готова ли их компания участвовать в новом проекте. Однако руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании Оксана Токарева подчеркнула, что магазин "Фасоль" на Земляном валу показал "очень хорошие операционные результаты". "Что касается решений по дальнейшему открытию подобных магазинов в переходах Москвы, более детально они будут обсуждаться чуть позже", - сказала Токарева. X5 Retail Group и "Ашан" не ответили на запросы M24.ru.
Президент Ассоциации производителей и реализаторов колбасной, молочной и рыбной продукции "Гастроном" Валерий Зайцев полагает, что успех новой схемы по организации магазинов зависит от конкретных условий.
"При таком механизме аренды непонятно, кто будет определять основополагающие вещи: где и каким должен быть магазин. Может случиться так, что бизнесменам предложат помещение под продуктовый магазин в районе, где он не нужен", - сказал Зайцев.
По его словам, основная проблема магазинов шаговой доступности – дефицит площадей под такие проекты. "Отсюда высокие арендные ставки. Маржинальность тоже должна быть высокой, но на продукты нельзя установить слишком большие цены. Поэтому, например, в центре Москвы все площади заняли банки, рестораны и дорогие бутики", - пояснил Зайцев.
Ссылки по теме
- В Москве создадут интерактивную карту магазинов
- В переходах Москвы могут появиться продовольственные магазины
- Москве не удалось договориться с 7-Eleven об открытии магазинов в городе
Член президиума московского отделения "Опоры России" Александр Жарков усомнился в том, что в кризис стоит тратить из бюджета средства на обустройство торговых точек "под ключ", поскольку идет экономия бюджета. При этом, по его словам, город может понизить арендные ставки для магазинов шаговой доступности. "В центре ставки могут достигать 35 тысяч рублей за квадратный метр в год, в спальных районах – 10-12 тысяч рублей. В кризис они должны понижаться, в противном случае бизнесу будет невыгодно открывать магазины", - отметил Жарков.
Глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по оптовой и розничной торговле Михаил Мандалян, в свою очередь, считает, что если город возьмет функцию обустройства магазинов, это предпринимателям "пойдет только на пользу". "Что касается стоимости аренды, то она должна быть равно льготной арендной ставке", - добавил Мандалян. Напомним, до середины 2015 года льготная арендная ставка в Москве составляет 3,5 тысячи рублей за 1 кв. метр в год.
Советник Института современного развития Никита Масленников считает, что магазины шаговой доступности будет открывать скорее малый и средний бизнес, чем крупные сети. "По закону о торговле два торговых помещения – это уже сеть. В идеале такими магазинами должен заниматься "крепкий" средний бизнес - компания, у которой есть несколько точек по Москве. Это позволит экономить на логистике, транспортировке, складских помещениях. В целом, чем больше магазинов шаговой доступности, тем лучше. Конкуренция - лучший способ борьбы с растущими ценами," – сказал Масленников.
София Сарджвеладзе, Марина Курганская