Александр Кибовский. Фото: ТАСС
Александр Кибовский рассказал в интервью телеканалу "Москва 24" о работе столичного департамента культуры.
- Александр Владимирович, здравствуйте. Можно сказать, что у нас сегодня премьера – вы первый раз в должности руководителя департамента культуры даете длинное интервью на телевидении. Так что, поздравляю вас с премьерой.
- Спасибо.
- Хочу поздравить вас еще и с Днем работника культуры, который отмечают сегодня, и с Днем театра, который будет совсем скоро. Теперь все эти праздники имеют к вам прямое отношение, правильно? Или театром вы и раньше
занимались?
- Когда я возглавлял департамент культурного наследия, то мы занимались реставрацией, в частности, театра Романа Виктюка на Стромынке, замечательный Дом культуры имени Русакова, работы архитектора Мельникова. Работа интереснейшая, можно сказать - уникальная.
Нам удалось восстановить многое из того, что было, к сожалению, переделано и перестроено еще при жизни Мельникова. мы вернули зданию первоначальные красивые световые стеклянные панели во всю стену, а уж что касается оборудования, то здесь мы, конечно, провели чудеса изобретательности, и сегодня это, наверное, самый лучший по звуку и по свету театр в нашем городе.
Там установлено самое современное оборудование, которое мы успели поставить до всех этих экономических проблем. И поэтому я думаю, что зрители скоро убедятся в том, насколько этот театр оснащен современной техникой, и насколько полно артисты могут там творить. Мы сделали авансцену, которой там никогда не было, что значительно расширяет возможности труппы для.
- Но все-таки культура – это не только театр, и не только ДК Русакова. Александр Владимирович, некоторые москвичи заволновались: один руководитель ушел, другой пришел, сейчас все начнет как-то концептуально меняться... Вы планируете как-то менять ориентиры и в какую сторону?
- Это зависит от того, кто чего ожидает в этой ситуации. Вообще, как я себе понимаю, роль департамента культуры, как органа власти, совершенно подчиненна деятельности творцов, потому что все революции, все сенсации, по моему глубокому убеждению, должны происходить либо на сцене, либо в выставочном зале, то есть там, где и должны разворачиваться творческие и художественные процессы.
Наша задача, в первую очередь, помочь обеспечить художникам, артистам, преподавателям максимальную возможность раскрыть талант. Это нужно, чтобы их творческий потенциал был максимально использован в интересах города, в интересах москвичей. Само собой разумеется, мы должны сделать все, чтобы москвичи, жители города могли получить максимальный доступ к тому многообразию культурной палитры, которым славится город Москва.
Поэтому говорить о том, что что-то поменяется концептуально неправильно. Понимаете, личные и вкусовые пристрастия руководителей департамента, в данном случае в моем лице, не могут оказывать какого-то влияния на репертуарную часть, на художественную часть.
Мы встречались с комиссией Мосгордумы по культуре, понимаете, сидят такие уважаемые люди, как Александр Анатольевич Ширвиндт, Марк Захаров, они таких руководителей пережили множество. Ну, пришел еще один... Кто-то, как Александр Анатольевич, знает меня со школьной скамьи, кто-то меня, может быть, первый раз увидел, но что это может добавить или убавить в их творчестве? Наверное, ничего. И это, наверное, самая правильная позиция.
Поэтому в данном случае наша задача организовать работу так, чтобы деятельность департамента была максимально ориентирована на помощь, на содействие, на организацию, на координацию процессов, которые в нашем городе происходят, а не на то, чтобы насаживать какой-то определенный вкус, стиль, диктовать какие-то предпочтения. Я этим никогда раньше не занимался, не занимаюсь и заниматься не собираюсь. Поэтому если кто-то ожидает перемен в этом направлении, то я их могу со всей откровенностью разочаровать.
- Александр Владимирович, вот вы говорите, что сейчас руководите и театрами, и выставками, по крайней мере, вы создаете для них условия для творчества. За что вы схватились в первые же дни, на что сделали упор? И что, считаете, в первую очередь надо развивать?
- Департамент культуры отвечает за многие мероприятия. Мы говорим о том, что мы не вмешиваемся во внутренний творческий процесс, тем не менее, на нас лежит важная миссия, связанная с обеспечивающей и организационной ролями. Если мы говорим про организационную, то, конечно, в городе у нас предстоит провести большое количество мероприятий, связанных с празднованием юбилея Победы, с Пасхальными праздниками, с выпускными для наших школьников, которые часто проходят в наших парках и на других площадках департамента.
И, конечно, организовать этот процесс, сделать его радостным, сделать его максимально комфортным - наша большая задача. Обеспечить интересные разнообразные программы, обеспечить при этом безопасность, обеспечить, чтобы вся та огромная работа, которая будет сделана, была минимально заметна для окружающих, не создавала какого-то ощущения назойливости, дискомфорта.
Все это лежит на наших плечах, этим занимаются специалисты, работающие в департаменте культуры, и я не сомневаюсь, что и наступающий сезон будет проведен на достойном уровне, и москвичи смогут по достоинству снова оценить наши и пешеходные зоны, и парки, и наши музеи, выставочные залы, открытые пространства, то есть все то, что Москва имеет и то, что она дарит своим горожанам в эти теплые дни, которые у нас не за горами.
Фото: M24.ru
- Но, судя по вашим словам, как раз акценты, по крайней мере, первые шаги будут касаться парков, общественных зон, пешеходных зон, а театры, выставки потом, подождут. Так распределяется?
- Нет, это совершенно неправильная трактовка. Я говорю о том, что есть вещи, которые необходимо просто брать и сразу делать. Почему, потому что наступает сезон, а мы все находимся в бюджетном процессе. И поэтому, если мы своевременно не заключим какие-то контракты и не позволим на какие-то правильные направления расходования бюджетные средства, то естественно, все наши мероприятия в мае-июне могут оказаться под угрозой срыва. Поэтому эта работа первостепенной важности, ее нельзя отложить на потом. Но это совершенно не значит, что мы не должны заниматься другими всеми вещами.
Если мы говорим про те же самые театры, про те же самые библиотеки, про те же самые выставочные залы, то серьезнейшим направлением работы департамента будет модернизация и обновление основных средств, выражаясь казенным языком. Проще говоря, это насыщение нашей сети подведомственных учреждений всей той инфраструктурой, которая позволяет им становиться нужными, интересными и полезными.
Поэтому нельзя сказать, что какие-то процессы первичные, а какие-то - вторичные. Такую роскошь, я не могу, к сожалению, себе позволить, даже если захочу, потому что департамент культуры – это орган государственной власти, это орган, который ведет системную работу во взаимодействии с другими органами власти города Москвы.
И поэтому у нас беспрерывный цикл, он не останавливается, поверьте, даже ночью. В этой работе, естественно, участвует огромное количество не только специалистов в области культуры, но если мы возьмем, допустим, наши городские пространства, тут же до того, как москвичи придут в парк или на пешеходную зону, должно пройти огромное количество людей: те, кто занимается озеленением, те, кто занимается благоустройством, те, кто занимается освещением, те, кто занимается коммунальными службами городскими. Это все взаимосвязанные вещи.
А мы, конечно, приходя в парки, видим уже апофеоз, вершину этого айсберга, когда нам уже приятно, комфортно, фонтаны бьют, фонари светят, цветы радуют глаз.
И поэтому, конечно, внимание надо уделять сразу и всему. Но, слава богу, в департаменте есть квалифицированная команда, люди некоторые, с которыми я работал еще в 2001 году, как-то так получилось, что мы встретились спустя столько лет. Я в департаменте культуры работал некоторое время после армии, когда вернулся из Вооруженных Сил. У нас с тех пор сложились хорошие, дружеские отношения, которые не прерывались все эти годы. Поэтому в данном случае некоторые, из тех времен кто остался, работают...
ВДНХ. Фото: M24.ru
- Стали вашими коллегами, получается.
- Даже не просто коллеги, это друзья, столько лет знакомы. Поэтому, конечно, команда там замечательная, есть масса людей, которые работают в подведомственной сети, замечательных специалистов. И, конечно, общими усилиями, я полагаю, что у нас все будет хорошо, не будет первичных или вторичных, а все будут равно охвачены вниманием руководства города.
- Насколько окраины города будут охвачены вашим вниманием? Очень много говорили о децентрализации, большинство культурных объектов находятся в центре, и надо как раз выходить ближе к Московской кольцевой. Вы будете продолжать это и как?
- Во-первых, это не совсем так, потому что департамент и раньше вел такую работу. Например, если мы говорим про парки, то есть парки в Северном Тушине или в Филях – это территории не самого центрального расположения. Между тем, они пользуются большой популярностью у москвичей, не только местных жителей, они остаются центром притяжения всех окрестных районов.
Единственное, иногда высказывается пожелание, в частности в Мосгордуме, чтобы местные жители больше участвовали в процессе принятия решений по развитию этих территорий, чтобы их пожелания были каким-то образом услышаны, либо через муниципальных депутатов, которые сегодня очень активные участвуют в деятельности на своих территориях, либо через префектуры. И если мы эту работу начали в рамках проекта "Активный гражданин", а мы, действительно, проводим много опросов и многие результаты уже были учтены в нашей работе, то, наверное, это правильное движение.
Дело в том, что у нас выставочные залы в удаленных районах уже есть - 18 площадок. Другой разговор, что их, собственно говоря, жизнь и деятельность, которая довольно интересная и разнообразная, должна быть, может быть, более популяризирована среди местных жителей, чтобы люди о ней узнали. Для этого существуют наши и информационные ресурсы, есть специальный сайт "Культура Москвы", где каждый желающий может посмотреть программу мероприятий, которые мы предлагаем городу прямо в календарном формате.
Ссылки по теме
- В работе департамента культуры нет второстепенных задач – Кибовский
- Кибовский – профессиональный и современный управленец – эксперты
- Сергей Капков освобожден от должности главы департамента культуры
- А как вы планируете работать с мнением москвичей? Все-таки эта тема очень острая. Одни говорят: дайте нам здесь детскую площадку, другие говорят: нет, лучше нам здесь ДК, третьи: оставьте библиотеку. И к кому прислушиваться?
- Вы знаете, всегда находится какое-то компромиссное решение, истина каким-то образом всегда консолидируется, потому что ясно, что… Самая распространенная история – это война за шашлыки. Вот вы говорите, что я постоянно о парках, но это, наверное, самый яркий пример…
- Тем более, сейчас тепло...
-…Вот, например, у нас идет развитие какого-то хорошего проекта в парке, сделанного солидными, уважаемыми проектными организациями, ориентирующимися на передовой опыт всего мира, а население говорит: нет, нам, пожалуйста, всего этого не надо, мы хотим шашлыки на пленере на берегу реки.
Где здесь золотая середина? Найти ее довольно трудно, но я не сомневаюсь, что с участием представительных органов власти, тех же самых муниципальных депутатов мы сможем найти баланс. Тем более, что примеры есть. Возьмем Парк Горького - это очень удачное сочетание, возможности как прогуляться по партерной части, которая сегодня серьезным образом преобразована, насыщена различными интереснейшими совершенно…
- Развлечениями?
- Даже не совсем развлечениями. Я бы так не сказал, все-таки это не парк развлечений в прямом смысле этого слова. Это все-таки такая культурная среда, состоящая из разных компонентов. И в то же время, пройдя недалеко, вы можете прогуляться по Нескучному саду, а это уже классический пример благоустроенного, хорошего парка, между прочим, памятник ландшафтной архитектуры.
Я думаю, что подобные сочетания можно найти на многих территориях. Конечно, где-то территории связывают карусели, которые так любят дети, и спокойные дорожками и скамеечками, которые предпочитают люди старшего возраста. Под контролем департамента культуры находится очень много разных территорий.
Кроме того, если уж говорить о наших стратегических шагах, то, конечно, надо теснее и точнее координировать нашу работу с федеральными организациями. Допустим, когда мы говорим про театры, у нас в Москве их 88, но ведь у нас еще есть порядка 12-и федеральных. Но ходят-то в них в основном москвичи. Например, Большой театр, Малый театр, театр РАМТ и так далее. Это тоже имеет смысл учитывать.
Если мы говорим про библиотеки, у нас семь центральных библиотек, это государственные, федеральные библиотеки. А если мы сюда добавим 170 высших учебных заведений, где тоже есть библиотеки, то понятно, что с федеральными властями надо очень тесно взаимодействовать.
Фото: ТАСС
- Вы сказали о том, что от москвичей поступают разные предложения и возможны неожиданные повороты. В этом году у нас появится какое-то неожиданное новое место, неожиданный центр притяжения культуры?
- Я всегда опасаюсь слова "неожиданный". Почему неожиданный? Мы же работаем в системе, и ничто не берется из ниоткуда и не уходит в никуда. Допустим, в этом году мы будем заниматься парком Олимпийской деревни. Но это не потому, что вдруг захотелось кому-то, и волевым решением и легким мановением руки кто-то двинул какую-то тему. Отнюдь. Естественно, что прежде, чем это решение состоялось, оно было осмыслено, проверено, просмотрено, была создана концепция, сделана модель, как это будет управляться, кто будет дальше за этой территорией следить, контролировать ее.
Естественно, каждому решению предшествует довольно серьезная проработка. Поэтому, когда кто-то говорит "неожиданно", это всегда настораживает. Если уж говорить юридическим языком, за бюджетные средства мы заключаем контракты и фактически реализуем городскую политику в области культуры. А если говорить по-простому, то мы работаем на те средства, которые город выделяет. И я напомню, что даже в это непростое время программа "Культура Москвы" оказалась одной из немногих, которая не подверглась секвестру, а наоборот, мэром Москвы укреплена.
- А с чем это связано?
- Это показывает внимание города к программе. Я говорю безо всякого лукавства, это было, действительно, специальное решение мэра Москвы, что наша программа сохранит свои параметры независимо от того, что у нас, может быть, не самые лучшие макроэкономические показатели. Но, учитывая важность этой работы, необходимость ее развития, мы не можем остановиться сейчас и готовы реализовать все планы.
Но, естественно, при таком подходе, мы должны очень внимательно отнестись к каждому рублю, чтобы было ясно, что каждая копейка будет направлена на то, на что должна. естественно, мы должны приветствовать и поощрять частные инициативы, а у нас в городе их довольно много. У нас есть частные театры, частные выставочные галереи и залы, есть и частные музеи, между прочим, очень высокого уровня и качества. Конечно, мы должны всячески помогать и взаимодействовать с такими людьми, кто по своему призванию, по зову сердца всячески поощряет и пропагандирует культуру во всех ее проявлениях.
- С 26 на 27 марта прошла "Ночь в театре"...
- Наши акции – "Ночь в театре", "Ночь в музее" – получили большую популярность, это стало модным явлением, и естественно, что мы эти мероприятия в дальнейшем будем развивать.
- Еще одно важное культурное событие – это Пасхальный фестиваль. Он будет проходить чуть позже...
- У нас запланированы мероприятия в рамках этого фестиваля, они пройдут по всей стране, от Калининграда и Владивостока. Та часть, которую мы принимаем в Москве, для нас очень важна, тем более, что вообще в Москве в этому году пройдут очень много знаковых фестивалей – это и 15-й конкурс Чайковского, это фестиваль Ростроповича, то есть у нас довольно серьезная повестка музыкальных фестивалей и программ на этот год, причем очень значимых
- И уже в завершение я вас прошу все-таки высказать пожелания и поздравить работников культуры, у которых сегодня профессиональный праздник...
- Я хотел бы от всей души поблагодарить всех работников культуры за ту большую, колоссальную работу, которую они ведут ежедневно, и за тот вклад, который они вносят в создание в нашем обществе и пропаганду ценностей гуманизма, образования, принципов интеллигентности, толерантности, вот всего того, что и делает человека человеком.
Поэтому, дорогие коллеги, я очень вам всем желаю здоровья, успехов, возможности реализовать все самые смелые творческие замыслы, очень вам желаю благополучия, и очень бы хотел, чтобы наша совместная работа в этом году и в последующие годы оставляла и у вас, и у москвичей чувство гордости за наш город и чувство радости за те многочисленные культурные события, встречи и представления, те самые постановки, спектакли, различные мероприятия, которыми мы фактически делаем нашу жизнь интересной, делаем наш город активным и по праву заставляем москвичей гордиться нашим городом как культурным мегаполисом мира. Спасибо вам.