В первые дни апреля российским прокатчикам не до шуток. Одна военная драма сменяет другую: Рассел Кроу мечется по Турции в поисках плененного сына, Юлия Пересильд и Виктор Цыганов спасают друг друга и Родину в окопах Севастополя, а классик немецкого независимого кино переделывает нуар про измену в трагедию про Холокост. И только на артхаусном фронте - мир да нежность. Кинообозреватель M24.ru Василий Корецкий выбрал фильмы недели.
"Искатель воды"
Фото: facebook.com/TheWaterDivinerMovie
Вода тут, в общем-то, просто предлог: "Ты можешь найти воду в пустыне, но не можешь найти детей!", - упрекает австралийского фермера (Рассел Кроу) полупомешанная жена. Вскоре она окончательно сойдет с ума и покончит с собой, а фермер поедет в Турцию искать могилы трех сыновей, погибших (но не совсем) в битве при Галлиполи.
Лозоскательство (поиски подземных вод или руд с помощью специального индикатора) здесь бессильно, поэтому герою Кроу будет помогать турецкий майор Хасан, бравый усач, герой мировой войны, сторонник Ататюрка. "Искатель..." - это, по сути, режиссерский дебют Кроу (до этого он снял лишь пару короткометражек и одну документалку), так что, как любой новичок, Рассел рассказывает нам все, что накопилось у него за годы мечтаний о режиссуре. Тут и батальные сцены, и сдержанные мужские разговоры, и "открыточные" виды старой Турции, и пустыни Австралии (с ураганом!), и греки с артиллерией, и английская красавица со стыдливым взглядом, но страстным сердцем. Как определить жанр этого богатого фильма? Драма? Баталия? Мелодрама? Базар: определенно, восточный базар!
"Битва за Севастополь"
Фото: facebook.com/nezlamna
А вот, так сказать, без базара, - военное кино. Причем нового жанрового формата: война "для дам". Нет, ну а кто еще пойдет смотреть на любовь (Пересильд и Цыганова) в окопах, пусть даже и снятую при поддержке цифрового флота и авиации?
"Битва..." - кино не всегда ровное (не всем российским артисткам судьба дала голос и не всем сценаристам - крепкую руку), но четкое, как буквы монумента над братской могилой. Романтизированная биография советской снайперши Людмилы Павличенко на самом деле - почти эталонная драма о том, что у войны лицо вообще-то не женское, да и вовсе не человеческое.
Первая по-настоящему крупная режиссерская работа отличного оператора Сергея Мокрицкого во многом следует советской традиции фронтового кино, вспоминавшего Великую Отечественную войну скорее со слезами, чем с бодрой радостью. Радоваться тут, и правда, нечему: главный спецэффект фильма - сцена с массовым уничтожением советских солдат немецкой военной машиной. Ну что тут может поделать девушка Люда со своей винтовкой? Нужен второй фронт - и Людмила едет в Америку, агитировать саму миссис Рузвельт за открытие второго фронта.
"Феникс"
Постер к фильму
О том, что происходит со страной уже после войны - новый фильм классика берлинской киношколы Кристиана Петцольда. Несколько лет назад Петцольд вышел из загончика для киноманов и начал снимать исторические фильмы о немецких "травмах" (Штази, Гитлер, Холокост), но на свой собственный лад.
"Феникс" - вольный пересказ нуара 1965 года о возвращении женщины с обезображенным лицом из Аушвица в разрушенный Берлин. Сюжетообразующая деталь превращена в основу трагедии: певица Нелли, чудом уцелевшая в лагере после выстрела в голову, пытается как-то встроиться в мирную жизнь, делает пластическую операцию. В результате девушка начинает играть роль собственного двойника (причем не очень похожего) перед своим же мужем, который мечтает получить еврейское наследство погибшей, как он считает, жены. Сложный психологический триллер в духе хичкоковского "Головокружения", "Феникс" -кино скорее завораживающее, чем зрелищное (герои редко выходят на улицы, покрытые пеплом и грудами кирпичей). Но если представить себе, что Нелли - это сама Германия, получится эпик не хуже "Битвы за Севастополь".
"Секрет счастья"
Постер к фильму
А теперь можно снова смеяться. Возвращение на российский рынок легендарного артхаусного прокатчика Сэма Клебанова (именно этот человек популяризировал в России Такеши Китано и Ларса фон Триера) проходит в легкой и непринужденной обстановке латинской семейной комедии (семейной в том смысле, что на нее можно пойти с пожилыми родителями).
Первый релиз новой прокатной компании Клебанова - необязательная история странного романа между Сантьяго, совладельцем магазина бытовой техники, и Лаурой, женой его внезапно исчезнувшего компаньона (обоим - далеко за 50-т). Поиски беглеца предсказуемо приводят к странному сближенью между ними. Да, все это немного отдает праздником в доме престарелых - но у аргентинского режиссера Бурмана даже остеохондроз выглядит романтично.
Василий Корецкий