В подмосковных автобусах к 15 июля установят около 1,2 тысячи турникетов. Пассажиры смогут заходить в салон только через переднюю дверь, оплачивать проезд с помощью банковской карты, единого проездного "Стрелка" или покупать разовые билеты у водителя. Об этом M24.ru рассказали в ОАО "Универсальная электронная карта" (УЭК), которое является оператором проекта "Стрелка". Турникеты поставят в 1190 автобусах, оборудованных терминалами оплаты единой транспортной карты (ЕТК). Еще порядка 3 тысяч маршруток и автобусов оснастят новыми терминалами оплаты, которые в том числе будут считывать QR-коды, что позволит покупать билеты через мобильные приложения. Кроме того, подмосковные власти создадут стоп-лист поддельных карт.
Когда автобусы будут оборудованы турникетами, жители области смогут заходить в салоны только через переднюю дверь. Турникетами оснастят только треть автобусов и маршруток, на остальных поставят валидаторы и терминалы оплаты в кабинках водителя. Пассажиры смогут входить и выходить через любую дверь, оплачивать проезд бесконтактным способом через валидатор или покупать разовые поездки у водителя.
Ссылки по теме
- Разовые билеты на электричку теперь можно записать на карту "Стрелка
- Более 20 тысяч человек пользуются Единой транспортной картой области
При оплате через терминал на экран будет выводиться остаток средств на ЕТК, а также срок действия социальной карты. На зональных маршрутах, где цена поездки зависит от длины пути, пассажир сначала должен будет при входе в автобус приложить "Стрелку" к валидатору у первой двери. С его карты спишут максимальный тариф. На выходе он снова прикладывает карту к любому другому терминалу. Система рассчитает фактическую стоимость поездки и возвращает на карту разницу. Если на карте недостаточно денег, чтобы оплатить максимальный тариф, система все равно пропустит пассажира внутрь автобуса.
Социальную карту также надо будет прикладывать дважды. Сначала с нее спишут минимальный тариф, а на выходе – окончательную стоимость поездки.
Новое оборудование позволит создать в наземном транспорте Подмосковья стоп-лист поддельных или потерянных социальных карт и проездных "Стрелка". В него могут попасть документы, которыми пользуются недобросовестные граждане. Терминалы оплаты у водителя оборудуют системой ГЛОНАСС/GPS, чтобы следить за передвижением автобуса. На установку нового оборудования могут потратить 1,1 млрд рублей.
Дочерняя компания Сбербанка ОАО "УЭК" в конце 2014 году выиграла конкурс и заключила инвестиционный контракт с правительством Московской области и перевозчиком "Мострансавто" на внедрение единой транспортной карты. Принимать карту в Московской области начали с 1 февраля. Электронная карта "Стрелка" пользуется популярностью в Московской области - только в феврале по карте было совершено более 180 тысяч поездок, всего картой пользуются более 20 тысяч человек. Картой можно расплатиться в 5000 автобусов, которые в том числе ходят по городам:
- Истра
- Химки
- Видное
- Балашиха
- Подольск
- Волоколамск
- Шатура
- Королев
При этом уже в апреле в автобусах, троллейбусах и трамваях Подмосковья начнут ловить безбилетников около 200 контролеров. Оператором проекта выступает ООО "УЭК". В регионе создано ГКУ "Административно-пассажирская инспекция", которое будет искать "зайцев" в наземном транспорте, где действует электронная карта "Стрелка". Напомним, что сегодня в подмосковных автобусах в основном работают кондукторы, которые продают бумажные билеты.
Заведующий кафедрой транспортной телематики и робототехники МАДИ Владимир Власов отметил, что турникеты со стоп-листом поддельных билетов, с одной стороны, помогут бороться с "зайцами" и пассажирами, которые незаконно пользуются социальными картами. "С другой стороны, появится новая проблема - "пробки" на входе в автобус", - отметил Власов. Напомним, штраф за безбилетный проезд в Московской области составляет 1 тысячу рублей, за использование чужой соцкарты - 2,5 тысячи.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что оптимально было бы отказаться от турникетов на остановках с большим количеством входящих-выходящих пассажиров, чтобы не замедлять посадку. "Мы видим, что Московская область пошла по примеру Москвы. Долгое время в подмосковных автобусах не было турникетов. Даже с появлением карты "Стрелка" пассажиры оплачивали проезд с помощью валидаторов. На мой взгляд, кондукторы в салонах - это лучшее решение", - отметил он.
Сарджвеладзе София, Курганская Марина