Фото: ТАСС/ Александра Мудрац
Не прошло и полугода с момента трагического ухода Елены Образцовой, как культурный мир потряс новый удар, повергший в скорбь даже далеких от искусства людей. Майя Плисецкая скончалась в Германии 2 мая. Причина смерти – сердечный приступ. Медики сделали все от них зависящее, чтобы спасти балерину.
О ней говорили, что у нее нет возраста. У легенды и не может быть возраста – в какой-то момент она просто начинает жить в своей плоскости, где время течет в иной парадигме. Все, что касается такой легенды, неизменно подвергается жесткой критике или, наоборот, имеет тысячи одобрительных возгласов в свою поддержку. Но так или иначе каждой своей фразой человек подобного масштаба пишет историю.
Плисецкой всегда претили банальности, и к чему удивляться ее последней воле: развеять прах над Россией. Никаких гробов на сцене театра, где она исполнила свои ярчайшие партии, не будет. Эти ритуалы далеки от той эстетики, которой она служила всю свою жизнь. Ее уход – как последние такты из танца "Умирающего лебедя", полупрозрачные, заставляющие вслушаться в затухающие звуки и задержать дыхание, чтобы не упустить последнее колыхание крыльев-рук.
Когда-то на гастролях в Штатах звезда балета, русский эмигрант Александр Годунов в знак преклонения перед талантом Плисецкой преподнес ей подарок – лебедя из свежих лепестков роз. С этим символом – гордым, благородным лебедем, – ее образ слился навсегда.
Плисецкой были доступны совершенно невероятные вещи, и, казалось, что ей сопутствует невероятная удача, но секрет заключался вовсе не в везучести. Ее счастливая звезда дала ей ценнейший дар – понимание, как создать себя такой, какой хочешь быть. Плисецкая владела этим мастерством виртуозно и при этом всегда отмечала, что не принадлежит себе.
"Я выходила на сцену для публики и только для нее," – говорила балерина. А потом добавляла: – Элегантность давалась кровью". Такова цена славы. Она не помнила, как в ее жизни появился танец, но зато с легкостью погружалась в то время, когда ей приходилось выступать в маленьких советских городках с кривыми сценами и неотапливаемыми залами. Ее артистизм и музыкальность привели ее на подмостки Большого театра. Здесь она, проявив несгибаемый характер и самоотверженность, завоевала статус первой балерины страны, и здесь же произошло знакомство с композитором Родионом Щедриным.
Ведущие хореографы создавали для Плисецкой партии, а супруг писал музыку только для нее. "Муж дарил мне бриллианты и балеты", – рассказывала балерина. Ее интересовало все, что попадало под категорию новаторства. Страсть получала воплощение в ее жестах, танец покорял невероятной красотой.
В советские времена ей казалось нелепым, что театры стремились выносить на сцену преимущественно те произведения, в которых отсутствовала трагедийная составляющая. Музыка для нее была неразделима с любовью и драмой. Не случайно судьба привела ее в сферу кино, где балерина блестяще исполнила роли в фильмах "Чайковский" и "Анна Каренина".
С 1991 года жизнь Плисецкой была тесно связана с Мюнхеном. Идиллию, казалось, не могло разрушить ничто. Плисецкая тихо наслаждалась гармонией в обществе любимого мужчины. А в это время в Москве, в Большом театре планировали ее юбилей – 90-летие в ноябре.
Смерть великой звезды стала ударом для ее коллег и даже для тех, кто знал Майю Михайловну не лично, а только по гениальным ролям.
Фото: M24.ru/ Александр Сивцов
Балерина Анастасия Волочкова:
– С Майей Плисецкой у меня было связано многое, она была для меня очень важным и значимым человеком – моим другом, наставником. Я узнала о ней, когда мне было пять лет. Именно благодаря ей у меня появилась мечта стать балериной. Но никогда не думала, что когда-нибудь встречусь с Майей Михайловной. Эта встреча произошла в стенах Большого театра. О ней у меня осталось много светлых воспоминаний и "Кармен-сюита" – проект, которым очень дорожу. Я стала первой русской балериной, которая получила официальное право от Майи Плисецкой танцевать партию Кармен после нее. Майя Михайловна лично репетировала со мной. Помню момент: она вошла в огромный зал Большого театра на высоких шпильках, попросила включить музыку. И полностью станцевала партию Кармен! Это было незабываемо и для меня, и для моих партнеров, которые находились в зале. Она говорила: "Проходи все испытания с честью, достоинством, смелостью. Не бойся, когда весь мир будет против тебя".
Фото: M24.ru/Михаил Сипко
Пианист Денис Мацуев:
– Знакомство с Майей Плисецкой – знаковое событие в моей жизни. Она и Родион Щедрин – великая пара, и огромное счастье, что мне довелось с ними общаться. Известие о ее смерти – большой удар. Несмотря на возраст, она никогда ни на что не жаловалась, была очень энергичной. Каждая встреча с ней – сказка. Несмотря на свое величие и легендарное имя, в жизни она была простой, доброй и отзывчивой, женщиной с колоссальным чувством юмора. Мы общались с ней буквально двадцать дней назад на открытии Пасхального фестиваля. А за несколько дней до этого исполняли концерт Щедрина в Петербурге.
Я был знаком с ней больше пятнадцати лет. Она обожала своего мужа, была для него музой, богиней, всегда присутствовала на всех его репетициях. Говорят, что два великих человека не могут ужиться в одной семье. Но они – исключение! Они очень любили друг друга, и даже в советское время каждый день звонили друг другу, если были в разных городах.
Фото: ТАСС/ Игорь Красильников
Певец Лев Лещенко:
– Я очень рад, что был с ней знаком. Когда пришел на радио, первой моей работой была песня Родиона Щедрина "Ленин в сердце народном". Я приходил к Родиону Константиновичу домой, мы много репетировали. И я видел, как живут простые скромные артисты того времени. Майечка меня поддерживала, говорила: "Лева, вам надо продолжать этим заниматься!" Я слышал от нее много добрых слов. Она была удивительным, сердечным, порядочным человеком. Огромная потеря для мирового искусства.
Фото: M24.ru/ Игорь Иванко
Телеведущий Владимир Познер:
– От этой женщины веяло такой силой и красотой, что устоять было невозможно. Я познакомился с ней, когда ей было 70 лет. Интервьюировал ее в Мюнхене для программы "Весьма Влиятельные Персоны". Мы проговорили с ней полтора часа, тогда я и полюбил Майю Плисецкую – за честность, бесстрашие. Потом я вместе с ней праздновал ее юбилеи, собирались отпраздновать и 90 лет.
Юлия Чечикова, Ирина Левкович