Фото: ТАСС/Константин Сазончик
Финансовый кризис резко остудил еще недавно разогретый до предела авторынок России. Да так, что закипело! Сегодня многие, кто еще недавно задумывался о приобретении новой машины, уже присматриваются к подержанным. Переориентация покупательского спроса на автомобили "второй свежести" породила многочисленные предложения не только от дилеров, но и от мошенников. В преддверии сезона покупок автомобилей обозреватель "Радио Москвы" Игорь Швыткин рассказывает, как выбрать подходящую машину и не стать жертвой мошенника.
В капкане у банка
В 50–60-е годы прошлого века купить автомобиль было крайне сложно. Для этого необходимо было отстоять очередь за "мечтой на колесах", причем лет 10 и даже больше. Тогда-то и появились первые угонщики, а с ними и подпольные мастерские, где перебивали номера на узлах и агрегатах. К тому времени можно отнести и первые случаи мошенничества на рынке автомобилей – это были перепродажи мест в длинной очереди за автомобилем.
Казалось бы, сегодня у автомобилистов другие времена: машин хоть пруд пруди. Железный конь, пусть и не новый, доступен многим. Но проблем у современных автолюбителей по-прежнему хватает. Начну свой рассказ с самого распространенного вида автомобильных капканов, куда в последнее время все чаще попадается большинство наших автомобилистов, покупая подержанную машину.
Помнится, в середине нулевых автокредитование захлестнуло всю Россию. Тогда банки в массовом порядке отпускали гражданам новенькие авто, правда, под залог самой машины. Причем тогда практически все кредитные организации обязывали автовладельцев в течение двух недель поставить машину на учет и сдать паспорт технического средства (ПТС) в банк до момента погашения оставшейся задолженности.
Со временем некоторые банки отказались от такой практики. Конечно, условия банковских договоров запрещали гражданам продавать авто, но, видимо, для привлекательности, доступности и комфортности при распространении самого продукта банкиры перестали забирать ПТС у своих заемщиков. Тем самым сотрудники банков развязали руки жуликам, которые, имея на руках ПТС, стали спокойно продавать новенькие кредитные машины. Увы, но и в наши дни эта схема продолжает исправно работать.
Вот и сегодня схемой с получением автокредита, а позже с продажей кредитного авто может воспользоваться любой желающий, кто хочет или не платить по кредиту, или навариться дважды – на предоставлении ему, собственно, самого кредита и на ваших деньгах за машину. К сожалению, и по сей день ни в одном документе на автомобиль не отражена форма расчета покупки предыдущими хозяевами: приобретена в собственность сразу или в кредит. Вы спросите, а зачем это нужно? Многие ошибочно полагают, что если они купили машину без каких-либо дубликатов ПТС, проверенную по базам ГИБДД, а также службы судебных приставов; с гарантией от продавца относительно "юридической и технической чистоты"; без проблем переоформили на себя, то вопросов возникнуть не может! Как бы не так!
Может так случиться, что вы будете наслаждаться машиной всего несколько месяцев или даже лет, а потом неожиданно получите извещение об аресте своего любимого авто. Причина – отзыв банком своего залогового имущества, коим является ваш автомобиль. Выяснится, что машина прежним хозяином была куплена в кредит, за ним числится серьезная просрочка по платежам, а значит, банк вправе потребовать вернуть машину себе. Вы, разумеется, будете недоумевать, причем здесь проблемы должника и вы – гражданин, честно купивший машину? Возмущаясь, вы принесете в банк акт купли-продажи, сошлетесь на регистрацию в ГИБДД, даже обратитесь в суд, где вас, возможно, признают добросовестным покупателем, но, увы, не более того.
Дело в том, что банки в случае просрочек по текущим платежам не ищут самого должника или человека, оказавшегося обыкновенным мошенником. Банкиры не разыскивают этого негодяя, не передают его данные в правоохранительные органы или коллекторские агентства. Они разыскивают сам автомобиль и без труда через базу ГИБДД находят его, например, у вас. Накладывают арест и... вы приехали. Им так легче возвращать долги.
Конечно, известны случаи, когда за человеком признавалось право собственности: ему оставляли автомобиль, но пользоваться им гражданин мог не по прямому назначению, а например, на даче, сделав из него парник или клумбу. Передвигаться на залоговом авто он все равно не имел права. Вот такая система.
Совет
Лично я всегда старался покупать либо новую машину, либо авто старше пяти лет. Именно таков максимальный срок автокредита. Соответственно, если за мой автомобиль прежний владелец вдруг перестал бы платить, банк арестовал бы машину до того момента, когда я ее купил. Кроме того, в случае наличия спорных вопросов у прежнего хозяина и банка их все же можно отследить на сайте Федеральной службы судебных приставов. Там можно найти информацию, не подавали ли иски в суд на прежнего владельца в связи с долгами банку или неуплатой штрафов.
В качестве дополнительного совета: если вы покупаете авто у первого владельца, попросите у него кассовый и товарный чек. Если он купил машину в кредит, то у него на руках будет лишь чек о предоплате (как правило, это 10 или 15 процентов от стоимости машины) и договор купли-продажи. В случае если продавец будет ссылаться на то, что потерял эти документы, лучше отказаться от покупки такой машины. Либо все же попробовать обратиться в дилерский центр, где покупалась машина и там навести все справки, как покупатель оплатил машину. Однако не факт, что такой информацией с вами захотят поделиться.
Ссылки по теме
- Распишитесь и получите: как уберечься от мошенников в автомагазинах
- Старые песни на новый лад: "инновации" в сфере мошенничества
- Салон по перепродаже машин не вернул клиентам деньги за проданные авто
Опасаясь мошенничества с кредитными авто, многие автолюбители покупают машины не на "диком" рынке и не у частных лиц, а в автосалонах. Тем более что рекламные проспекты, яркие фирменные буклеты и таблички на месте номеров пестрят утверждениями: "гарантия", "проверено", "юридическая и техническая чистота". Но стоит ли доверять подобным увещеваниям или все это не более чем хорошо продуманный маркетинговый ход продавцов?
Приведу такой пример, а там судите сами. Однажды пригляделась мне одна машинка, стоявшая в одном из столичных салонов на комиссии. Звоню. Продавцы уверяют, что машину лично проверяли, что якобы им проблем с законом не нужно и так далее. В доказательство смело сообщают мне данные владельца согласно ПТС. Пробиваю его по сайту Федеральной службы судебных приставов. Вижу, что на машинку наложено ограничение. Перезваниваю. Сообщаю агентам, что машинка на самом деле "тупиковая". Те обещают мне разобраться: срочно вызвать на ковер нерадивого собственника авто и вообще бесследно удалить объявление. Вы думаете, все это они сделали? Машина еще месяц так и маячила на сайте, а потом наверняка ее кто-то купил, поддавшись на рекламу.
Кроме того, помните, что в случае разбирательств салон всегда останется действительно чистым. Он прикроется распиской собственника об отсутствии ограничений на авто. Этот хоть и формальный, но документ составляется всегда, когда машина ставится на комиссию. Таким образом, салон страхует свои юридические тылы. Другое дело, если салон выкупил машину и гарантирует вам юридическую и техническую чистоту. Но в этом случае в ПТС должна стоять соответствующая отметка о покупке машины у собственника. Тогда, действительно, небольшая гарантия имеется, хотя не забывайте, что уже завтра этого салона может и не стать вовсе.
Совет
Перед покупкой подержанного авто с рук или в автосалонах вооружитесь доступом в интернет. Если определились с машиной, постарайтесь выудить максимум информации о ее владельце. Собственник машины указан в ПТС. Его вероятные долги или ограничения на регистрационные действия с машиной можно проверить при помощи сайта Федеральной службы судебных приставов.
Для этого нужно знать ФИО владельца и регион его проживания. Для того чтобы убедиться, что машиной управлял именно он, а не кто-нибудь другой, попросите страховой полис, в котором должна значиться его фамилия. В салонах все копии этих документов должны также быть в наличии. Возьмите данные водительских прав у собственника (продавца или агента) и зайдите на сайт ГИБДД. Так вы сможете проверить машину по базе розыска ГИБДД.
Приобретайте подержанные авто у крупных автодилеров, которые не исчезнут внезапно и дорожат своей репутацией.
Кроме того, можно зайти на портал "Автокод". Там также публикуется информация об автомобиле: в каких авариях была машина и какие долги за ней числятся. Как сообщало M24.ru, такие услуги могут появиться и в мобильном приложении МВД.
Конечно, это странно, что в нашей стране до сих пор не существует единого реестра на движимое имущество. Он существует, например, в Казахстане и на Украине! В России же в реестр залогового имущества попадает лишь закон об ипотеке, то есть только недвижимость. Увы, залоговые авто пока не регистрируются. Напрашивается вопрос: неужели банкам сложно объединиться и создать единую базу кредитных авто?!
Но, видимо, для них этой проблемы просто не существует! Ведь суды практически всегда принимают решения в их пользу: крайним всегда будет последний владелец кредитной машины. Получается, что в подобных ситуациях ни банки, ни мошенники ничем не рискуют. А в зоне риска оказываются рядовые законопослушные покупатели. То есть мы с вами.
Проколы же действующего законодательства нередко заставляют честных граждан и добросовестных покупателей оказываться в рядах мошенников. Ведь, купив машину, оказавшуюся в залоге у банка, люди вряд ли будут платить по чьим-то чужим счетам, каждый постарается поскорее перепродать такую машину и тем самым умыть руки.
Будьте осторожны!
P.S. В следующем материале поговорим о технической проверке подержанного железного коня.