Фото: m24.ru/Виктория Виатрис
Покупка подержанного автомобиля имеет свои плюсы – есть шанс получить вполне хорошую машину намного дешевле, чем она стоит новая в салоне. Однако при этом сложно быть на сто процентов уверенным, что автомобиль будет в хорошем состоянии и без скрытых дефектов. Причем вне зависимости от того, покупаете ли вы его в салоне или с рук. Ведущий программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин объясняет, на что надо обращать внимание в первую очередь при осмотре подержанного авто.
Итак, в предыдущем материале всем тем, кто собрался приобрести подержанный автомобиль в автосалоне, я посоветовал прежде всего внимательно изучить его "пыльное" прошлое. Что называется, начать проверку с юридической чистоты машины. К тому же возможности Интернета сегодня значительно облегчают дистанционное исследование машины. Если вам не предоставили вин-код, данные владельца, историю прохождения технического обслуживания – все это тревожные звонки. Признаюсь, в подобной ситуации я бы присмотрелся к другой машине.
Сегодня предлагаю поговорить о том, что делать, если вы, купившись на увещевания менеджеров, не проверив машину самостоятельно, приобрели ее в автосалоне на последние деньги, а та спустя несколько дней взяла да и рассыпалась.
Поддельная диагностика у солидного дилера
Вот вам очередная история моего приятеля. Он купил подержанную машину у крупного, подчеркиваю, и очень известного дилера, где ему гарантировали стопроцентную техническую исправность машины. При покупке ему выдали диагностическую карту, в которой, по утверждению менеджера, все выявленные недостатки были "отражены и зафиксированы". По словам продавцов, авто совсем недавно прошло очередной техосмотр, в ходе которого серьезных неисправностей не обнаружено. Однако что считать серьезными неисправностями, а что не очень — этот вопрос так и оставался открытым. Правда, совсем недолго.
Аккурат до того момента, пока мой приятель не услышал мерзкий скрип в рулевой рейке и странный гул левого переднего колеса тем же вечером. Поехал он в сервис на диагностику. Вскоре мастер-консультант технического центра вынес свой вердикт, отправив в мусорную корзину "безукоризненную" диагностическую карту, выданную дилером: течь масла в задних амортизаторах – замена, левый передний рычаг – замена, там были разрушены сайлентблоки и стучала шаровая; стойки переднего стабилизатора имели существенную выработку – замена.
Еще было необходимо поменять приводной ремень и задний сальник, не говоря уже о колодках и дисках по всему кругу! Мой приятель недоумевал: как столь солидный и широко известный дилер может настолько не дорожить своим именем и репутацией? Ведь первая же диагностика показала, что машина не в состоянии пройти свой первый техосмотр. Он тут же бросился к урне и достал дилерскую карту, чтобы приобщить ее к заявлению в суд, и правильно сделал.
Что делать, если в автосалоне вам продали технически неисправный автомобиль
В первую очередь надо искать выходы на руководство.
Вам будут всячески в этом препятствовать, но постарайтесь достучаться до руководства компании, напишите официальную претензию, и тогда шансы на то, что машину отремонтируют за счет компании, значительно возрастут. Ведь, согласно Закону о защите прав потребителей, продавец несет полную ответственность за техническое состояние машины, а также юридическую чистоту сделки. В официальной претензии постарайтесь перечислить все выявленные недостатки в машине.
Ссылки по теме
- Сотрудники автосалона обманули покупателя
- Историю подержанных машин можно будет узнать с помощью мобильного приложения
- Кризис салонов: как выживают автодилеры в условиях падения спроса
Обратитесь в специализированный техцентр, который имеет лицензию на проведение технических заключений. Выявленные недостатки необходимо юридически оформить как экспертизу, то есть актом. Затем можно обращаться сначала к продавцу путем написания претензии, если продавец не ответит, можно смело направляться в суд.
Однако, разумеется, чтобы и вовсе не доводить дело до судебных тяжб, при покупке подержанного авто у дилера необходимо сразу обращать внимание на некоторые важные детали еще на стадии заключения самой сделки.
Что советуют эксперты
Сергей Бугольцев, эксперт "trade-in"
Автомобили, которые продают дилеры, могут быть приняты по двум схемам. Первая схема –"агентская". Это когда владелец старого автомобиля привозит его в салон и просит продать авто. В этом случае дилер продает данный автомобиль без своего участия и от имени того клиента, который его попросил об этой услуге. Есть вторая схема, когда дилер выкупает этот автомобиль у юридического или физического лица, и вот в этом случае автомобиль становится уже товаром.Это значит, что, купив машину по агентской схеме, предъявлять претензии относительно неисправной машины будет некому. Если в паспорте технического средства (ПТС) факт покупки машины автосалоном отражен в виде фирменного штампа, смело обращайтесь к руководству компании, жалуйтесь и грозите обращением в суд. Не стесняйтесь отстаивать свои права. Представьтесь скандальным клиентом и пообещайте устроить райскую жизнь всем сотрудникам автосалона.
Игорь Лосев, автоюрист
Если данные недостатки мешают эксплуатировать машину, то есть товар – машина – не соответствует потребительским свойствам, то автомобиль просто не будет в дальнейшем допущен к эксплуатации при проведении технического осмотра. Данные отношения между продавцом и покупателем регулируются Законом о защите прав потребителей. Если товар не соответствует своим потребительским свойствам, то каждый продавец несет за это ответственность согласно нормам законодательства.Покупая авто с пробегом у дилера, а не на "диком" рынке или с рук, покупатель, безусловно, обладает некоторым преимуществом. Главное, чтобы дилер оказался добросовестным.
Сергей Бугольцев, эксперт trade-in
Если сравнивать ситуацию приобретения автомобиля на рынке, скажем, по частным объявлениям, ряд преимуществ у официального дилера имеется. Во-первых, это гарантия официального дилера, как технически, так и юридически. Во-вторых, это репутация дилера: завтра мы, как и другие дилеры, никуда не исчезнем. То есть покупатель имеет возможность через некоторое время приехать и не только обслужить свой автомобиль у нас, проконсультироваться, но и предъявить какие-то возможные претензии, которые могут возникнуть с подержанным автомобилем.Словом, риск купить подержанное ведро с гайками у дилера тоже есть, но шансов отстоять право на ремонт или устранение юридических казусов все же больше. Не стоит забывать о том, что во многих автосалонах, торгующих подержанными авто, нередко стремятся как можно быстрее продать машину, не вдаваясь в подробности ее технических проблем. Проще говоря, нам нередко продают просто хорошо отмытый и отполированный автомобильный хлам. Потенциальный покупатель машину встречает по одежке. Поэтому в салонах делают все, чтобы пустить клиенту пыль в глаза табличками "Проверено" или "Гарантия".
Не забывайте еще и о том, что правом возможного взыскания за выявленные технические недостатки у машины будет обладать тот гражданин, на чье имя приобретался автомобиль согласно договору купли-продажи. Поэтому если вы решите переоформить авто на другого собственника, например на своего родственника, то никаких претензий к салону вы предъявить уже не сможете.
Вместо послесловия
Мой приятель, "беспечный ездок", добился-таки справедливости. По судам ему ходить не пришлось. Он грамотно написал претензию и лишь припугнул крупную автокомпанию судебными тяжбами. Конечно, это срабатывает не всегда. Зачастую спешная покупка кота в мешке оборачивается очень дорогим ремонтом для новоиспеченного владельца железного коня. Поэтому его зубы лучше разглядывать придирчиво и внимательно. В противном случае хромая лошадка может съесть весь ваш семейный бюджет.
В следующем материале поговорим о том, как самостоятельно проверить авто на предмет аварий и технического состояния автомобиля.