Новости

Новости

22 мая 2015, 14:22

Общество

"Не просто учебник": зачем школьникам на уроках раздают планшеты

Фото: ГБОУ школа №1995

С 1 сентября 2015 года к проекту тестирования электронных учебников подключатся 50 столичных школ. Сейчас планшеты с учебным программным обеспечением по трем предметам: биологии, химии и истории, проверяются в шести учебных заведениях в пятых, седьмых и восьмых классах. Разработчики программы термин "электронный учебник" не любят, поскольку на мобильных устройствах установлена система, которая позволяет сделать куда больше, чем прочитать оцифрованный текст. С помощью своих устройств школьники выполняют тесты, просматривают интерактивные схемы, получают домашние задания и отправляют их педагогу вечером после выполнения. Как изменили жизнь школьников и педагогов электронные учебники, разбирался корреспондент M24.ru.

После года тестирования в столичной школе №1995 подвели итоги и сравнили успеваемость детей по предметам, изучающимся при помощи электронный учебников, с их оценками по этим предметам до появления планшетов. На уроках истории ученики начали получать четверки и пятерки на 15% чаще, успеваемость по химии улучшилась на 8%, а по биологии — на 5%.

Какие гаджеты используют в школах

"Всего сейчас в тестировании участвуют около 2,5 тысяч школьников и 60 преподавателей. И предварительные итоги пилота показывают, что электронные учебники повышают интерес школьников к предметам", - сообщили представители департамента информационных технологий.

Как выглядит электронный учебник

Электронные учебники установлены на обычные планшеты c операционной системой Android. Однако, чтобы школьники не использовали сторонние интернет ресурсы и не скачивали игры, на гаджетах есть специальная программа, блокирующая установку приложений. Отключен у планшетов и свободный выход в интернет. Пользоваться можно только доступом на серверы департамента информационных технологий, который нужен для урока.

Фото: ГБОУ школа №1995

Если открыть рабочий стол планшета, сразу становится ясно, что он предназначен только для учебы. В меню всего несколько опций: приложение для заметок и ярлык для перехода к своей учетной записи в учебной системе, а также прогноз погоды. Для каждого школьника, использующего планшет, школа создает логин и пароль, а с родителями подписывают договор на использование гаджета.

У каждого планшета только один пользователь. Ученики получают устройства на руки и могут, при желании, забирать их из школы домой. В чехлы гаджетов вкладывают листочки с именем, фамилией и классом работающего с ним ученика.

Часто ли дети ломают планшеты и наказывают ли за это родителей?

Учителя и директор школы №1995, где тестируются гаджеты, уверены, что дети могут проявлять ответственность при использовании техники. "Конечно у нас было несколько несчастных случаев, когда устройства падали, или кто-то из ребят случайно наступал на портфель одноклассника. Но это именно случайности, и они редки", — заявила заместитель директора образовательного учреждения Елена Еремина.

Если школьник случайно сломал планшет, то компенсацию с родителей школа не требует. "У нас достаточный "парк" устройств и мы можем заменить поврежденный гаджет", - добавила замдиректора.

Ее слова подтверждают и "внедренцы" — консультанты со стороны разработчиков системы, помогающие учителями и школьникам освоить работу с новыми устройствами и фиксирующие все замечания педагогов и родителей. "На моей практике за год было не более десятка случаев, когда дети случайно повреждали планшеты и всего один раз, когда гаджет разбился вдребезги. А а я отвечаю за 400 устройств в разных школах", — рассказал один из консультантов.

Как используются планшеты на уроке

Во время занятия ученическими планшетами в классе управляют не только школьники, но и преподаватели. Именно они загружают перед началом занятия на гаджеты класса приготовленный сценарий урока. Переключают планшеты в режим чтения, тестирования или выполнения интерактивного задания также учителя. Данные отправляются планшета педагога на все гаджеты класса одновременно.

Фото: ГБОУ школа №1995

С чего начать урок, педагоги решают самостоятельно. Можно посмотреть учебные видеоматериалы, провести небольшой опрос по предыдущим темам или сразу приступить к новой теме. При этом читать тексты учебников педагоги, как правило, рекомендуют дома. "Мы практикуем опережающее чтение, ребята дома читают тексты, посвященные теме будущего урока, а в классе мы выполняем интерактивные задания", - рассказывает учитель истории Анастасия Стрелкова.

За выполненные на уроке задания учитель может поставить оценку прямо с планшета. На устройстве можно выбрать не только баллы, но и тип выполненного задания: домашняя работа, тестирование, ответ у доски и так далее. Оценка отправляется в электронную систему, и родители сразу смогут увидеть ее в электронных дневниках. При этом педагог может приложить к оценке скриншот задания или результата теста, фотографию ответа на доске или в тетради школьника, чтобы родители понимали, за что ребенку поставили тот или иной балл.

"Мегаполис сегодня": Как меняется столичное образование

Ученики также могут оценить работу преподавателя. Для этого педагог предлагает классу поделиться мнением о занятии при помощи электронного голосования.

Помогает ли планшет учителю при подготовке урока?

Учитель истории Анастасия Стрелкова: "Сначала нам было очень непросто. Подготовка сценариев для уроков занимала очень много времени. Приходилось одновременно и осваивать новую технику и думать о содержании занятия. Но теперь стало гораздо проще, некоторые занятия можно подготовить даже за полчаса."

Директор школы №1995: "Для меня, как для педагога, очень важно, что благодаря базе данных доступной на планшете я могу найти любые сведения, необходимые для проведения занятия и составить его на основании тех источников, которым я доверяю. В базе данных, доступной педагогам содержатся пособия одобренные методическим центром, кроме того, в помощь учителю есть и разработанные заранее сценарии урока".

Работа с планшетом дома

Ученица школы №1995 Каныкей Мурзабекова отмечает, что стала тратить меньше времени на выполнение домашней работы по предметам с электронными заданиями. "При этом я лучше запоминаю материал, потому что могу не только читать текст, но и просматривать учебные видео и интерактивные схемы. В конце задания обычно нужно выполнить тест. Когда я его заканчиваю, то отправляю учителю", - рассказала она.

Разработчики программного обеспечения сообщили, что вовремя выполнения домашней работы на планшете школьник может написать учителю сообщение, если ему что-то не понятно в задании или попросить помощи у одноклассников.

Фото: ГБОУ школа №1995

Завуч школы №1995 отметила, что возможность проверить домашние работы дома перед новым уроком помогает педагогам лучше подготовиться к занятию. "Учитель видит насколько дети подготовлены и может дополнительно остановиться на чем-то из темы прошлого урока или наоборот спокойно перейти к новой", - пояснила Еремина.

Как выполнить электронную "домашку", если родители не разрешают забирать домой школьный планшет?

Интерактивные задания можно выполнить, авторизовавшись с помощью логина и пароля учебной системы на сайте uchebnik.mos.ru. Там создан специальный веб-интерфейс электронного учебника, который позволяет выполнять все те же функции, которые есть на мобильных устройствах.

Перспективы развития электронного обучения

Разработчики программного обеспечения отмечают, что с 1 сентября к тестированию учебников подключатся еще 50 школ, а в ассортимент занятий добавится еще несколько предметов. Какие, пока, не раскрывается.

Фото: ГБОУ школа №1995

"Кроме того, сейчас в базе данных системы накапливаются сценарии, которые создают учителя для своих уроков. Ими могут пользоваться не только авторы, но и подключенные к системе педагоги из других школ",- поясняет представитель группы разработчиков электронных учебников. Со временем в электронной образовательной системе скопится библиотека готовых уроков для школьников. По мнению разработчиков проекта, это позволит, например, помочь молодым неопытным учителям проводить интересные занятия наряду с уже опытными педагогами.

Могут ли родители контролировать составление школьной программы?

У членов семьи школьников также есть доступ в электронную систему. С помощью него они проверяют дневники своих детей, их расходы в столовой и время входа и выхода из школы. Родители могут посмотреть план учителя и сценарии урока сразу после того, как преподаватель загружает их в базу данных, и отправить свои пожелания педагогам.

В будущем году для школьников, помимо новых предметов, появится и еще одна опция — возможность получать доступ в систему с собственных устройств. "Мы не против того, чтобы ученики в классе работали со своими гаджетами, к которым они привыкли. И в будущем году мы дадим возможность приносить на занятия личные планшеты", - сообщили разработчики системы.

Однако, родителям стоит иметь ввиду, что на личных устройствах детей не будут блокировать установку приложений и передачу данных по мобильному интернету. Поэтому есть вероятность, что школьники будут отвлекаться во время занятий на постороннюю информацию и социальные сети.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика