Пабло Пикассо. Дама с веером. Фото: www.arts-museum.ru
11 мая на аукционных торгах за рекордную сумму в 179 миллионов долларов была продана картина Пабло Пикассо. Она ушла в частную коллекцию. Корреспондент М24.ru решила разобраться, какие дорогостоящие шедевры сегодня могут увидеть москвичи и гости столицы в постоянных или временных экспозициях музеев.
В Москве не так много действительно дорогостоящих произведений искусства, а 2015 год не богат выставками с громкими именами в названиях. Но при этом есть работы, мимо которых совершенно невозможно пройти . Причем не только в рамках временных выставок, но и в постоянных коллекциях музеев Москвы. Если вы начинающий коллекционер и думаете о том, с шедевра какого автора начать свою коллекцию, или просто следите за тенденциями в мире современного искусства, то посещение этих музеев и выставок стоит внести в свои планы.
Великие модернисты: Пабло Пикассо
За последние 10-15 лет сложился определенный круг художников, чьи имена неизменно появляются в списках рекордных продаж. Среди них всегда встречается имя Пабло Пикассо.
Каждая картина этого мастера, попав на аукционные торги, становится настоящей сенсацией и гарантировано будет продана более чем за 100 миллионов долларов.
На майских торгах аукциона Christie’s был установлен очередной ценовой рекорд. В центре внимания оказался очередной шедевр мастера: на этот раз работа "Алжирские женщины (Версия "О")" была продана за 179,365 миллионов долларов. За последние 11 лет это уже четвертая картина испанского гения, установившая рекорд на аукционных торгах. В первую очередь, тенденция связана с тем, что Пикассо стал признанным классиком еще при жизни.
В Москве его шедевры можно увидеть в ГМИИ им. Пушкина. В Галерее Искусств Стран Европы и Америки ГМИИ можно посмотреть такие работы Пикассо, как "Портрет Амбруаза Воллара", "Даму с веером" и, конечно же, знаменитую "Девочку на шаре" – шедевр, ознаменовавший начало розового периода в творчестве художника.
Пабло Пикассо. Девочка на шаре. Фото: www.arts-museum.ru
Поль Гоген
Помимо открытых аукционных продаж, рекорды также устанавливаются при частных сделках. И, по слухам, сегодня лидером таких продаж является Поль Гоген, цены на картины которого достигают сумм в 350 миллионов долларов. В коллекции все той же Галереи Искусств Стран Европы и Америки ГМИИ есть несколько работ Гогена. При этом среди них есть произведения, занимающие важное место в истории современного искусства. Так, например, работа "Кафе в Арле" скрывает за собой историю дружбы художника с Винсентом Ван Гогом. Художники, поспорив, написали парные работы. (Картина Ван Гога "Ночное кафе" находится в Художественной галерее Йельского университета).
Возможность увидеть подлинные шедевры этих мастеров в коллекции ГМИИ – уже большая удача. А учитывая, что организаторы выставок время от времени делает интересные проекты, сопоставляя и сравнивая их работы по стилистическим или хронологическим принципам, то, возможно, вам повезет увидеть их в каких-либо кураторских или мультимедийных проектах.
Поль Гоген. Кафе в Арле. Фото: arts-museum.ru
Русский авангард: Казимир Малевич
Если же вам ближе искусство отечественных художников, то стоит отправиться в здание Третьяковской галереи на Крымском валу. Тут среди множества русских авангардистов вы сможете увидеть работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, за которые, попади они на аукцион, будут сражаться множество коллекционеров.
Периодически в продаже оказываются версии "Черного Квадрата" Казимира Малевича, оригинальная версия которого находится именно в Третьяковке. Количество трактовок и интерпретаций, часто не имеющих под собой никаких серьезных оснований, сотворили этой картине славу манифеста супрематизма, русского авангарда и всего современного искусства в целом. При этом, у художника существует еще масса интереснейших работ, как с точки зрения искусствоведа, так и с точки зрения простого зрителя.
Например, в одну серию с "Черным квадратом" входят картины "Черный крест" (Центр Помпиду, Париж) и "Черный круг" из Русского Музея в Санкт-Петербурге. Сегодня Казимир Малевич входит в десятку самых дорогих и самых подделываемых русских художников. Познакомиться с его работами можно в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Казимир Малевич. Черный квадрат. Фото:www.tretyakovgallery.ru
Василий Кандинский
Вообще русский авангард пользуется почетов по всему миру, и в большей степени потому, что весь мир знает его по великим эмигрантам первой половины XX века и русским сезонам Дягилева: в нью-йоркской Neue Galerie сегодня проходит выставка работ русского авангарда из коллекции Петра Авена. Но цены на него за всю историю аукционных торгов не поднимались выше 60 млн. долларов. Рекорд был установлен "Супрематической композицией" Василия Кандинского в 2008 году на аукционе Sotheby’s, ушедшей в частную коллекцию. Интерес к работе подогрела скандальная история с отчуждением произведения искусства наследниками у голландского музея Stedelijk по решению суда.
Василий Кандинский. Композиция VII. Фото: www.tretyakovgallery.ru
Шедевры временных экспозиций: от русского авангарда до московского концептуализма
Коллекции ГМИИ и Третьяковской галереи в большей степени, конечно, заслуга меценатов и коллекционеров прошлого века. Сегодня в галереях и музеях, выставляющих современное искусство, очень редко происходят столь значимые события мирового масштаба. Выставка работ Марка Ротко в ЦСИ Гараж в 2010, выставки, посвященные Сальвадору Дали и Пабло Пикассо в ГМИИ - достаточно редкое явление, особенно в кризис. Но и в 2015 году надо отметить несколько значимых событий в московской культурной жизни.
Несколько дней назад в Еврейском музее и центре толерантности завершилась выставка "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде 1910–1980". На выставки были представлены работы 35 художников из крупных музейных и частных собраний, в том числе произведения Роберта Фалька, Марка Шагала и Ильи Кабакова – мастеров, получивших мировое признание и высоко оцененных критиками, коллекционерами и аукционистами, чьи работы можно при желании отыскать среди шедевров постоянной экспозиции Третьяковки.
Фаберже из собрания Музея изящных искусств штата Виргиния
Музей Фаберже в конце года представит выставку шедевров фирмы Фаберже – знаменитую коллекцию Лилиан Томас Пратта из собрания Музея изящных искусств штата Виргиния. Жена американского бизнесмена Джона Ли Пратта, скончавшаяся в 1947 году, завещала музею свою коллекцию из более чем 400 объектов, среди которых 5 пасхальных императорских яиц. Это одно одно из крупнейших собраний Фаберже в мире.
Императорское пасхальное яйцо Фаберже. Фото: vmfa.museum
Александр Колдер, Фрэнсис Бэкон и "Художники-путешественники" в ГМИИ
Совсем скоро в главном здании ГМИИ откроется выставка работ художника-изобретателя Александра Колдера. Сегодня его мобили – кинетические скульптуры из легких металлических пластин и стержней, приводимые в движение ветром или с помощью электрического мотора, становятся громкими продажами аукционных торгов. В 2012 году висячая конструкция "Летучая рыба", созданная в 1957 году, была продана почти за 26 млн долларов на аукционе Christie’s.
Александр Колдер. Лев и Геркулес. Фото: arts-museum.ru
Также летом в Москве можно будет увидеть работы одного из самых дорогих художников во всем мире Фрэнсиса Бэкона. В 2013 году его триптих "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" был продан на аукционе Christie’s за рекордную на тот момент сумму в 142,4 миллиона долларов, которую смогла перебить только сумма, заплаченная за картину Пикассо 11 мая 2015 года. Проведенная Эрмитажем выставка "Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого" частично приедет в ГМИИ им. Пушкина. Здесь покажут только картины и вещи мастерской Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери, без эрмитажной части коллекции.
А завершит год ГМИИ проектом "Путешествие в экзотические страны…Художники-путешественники", посвященный русским и европейским художникам-путешественникам: Полю Гогену, Анри Матиссу, немецким экспрессионистам. В нем картины одних из самых дорогих художников в мире окажутся вписанными в новый контекста.
Кончено, говорить о ценах на искусство достаточно сложно. Те работы, что путешествуют по частным коллекциям и продаются на аукционах, очень редко можно увидеть в свободном доступе, на выставках частных собраний или при передаче в коллекцию музея. А то, что уже находится в музеях – бесценно.
Екатерина Кинякина