Фото: pfoto-rzd.com
В Госдуме подготовили законопроект, который усиливает ответственность за зацепинг – поездки на крыше, подножках и между вагонами поездов, сообщил M24.ru первый зампред комитета по транспорту нижней палаты парламента Михаил Брячак. Штраф для самих зацеперов предлагается увеличить со 100 рублей до 5 тысяч. Кроме того, документ вводит штраф до 50 тысяч рублей для перевозчиков. Если же поездка на крыше поезда обернулась аварией или смертью человека, то самому нарушителю, если он остался жив, или должностным лицам, допустившим зацепинг, грозит до пяти лет лишения свободы.
По словам Михаила Брячака, поправки в Административный и Уголовный кодексы подготовят за лето и внесут в Госдуму уже после летних каникул. "Законопроект усиливает ответственность для самих нарушителей и вводит санкции для перевозчика, который обязан принять меры к недопущению этих нарушений. Проект закона проходит экспертизу. Скорее всего, он будет рассмотрен в осеннюю сессию", - пояснил собеседник M24.ru.
Он отметил, что проект предполагает штраф до 5 тысяч рублей для граждан и до 50 тысяч рублей для юридических лиц. Если сам зацепер погиб или из-за его действий случилась авария, то законопроект предполагает уголовную ответственность. Наказание может составить до 5 лет лишения свободы для самого зацепера, если он останется жив, или для должностных лиц, допустивших аварию.
Глава комитета по транспорту Евгений Москвичев подтвердил M24.ru, что Госдума рассмотрит вопрос об ужесточении наказания для зацеперов.
В департаменте транспорта согласны, что увлечение зацепингом опасно для жизни. "Именно поэтому необходимо более серьезное законодательное регулирование данного вопроса и усиление контроля как со стороны правоохранительных органов, компаний-перевозчиков, так и со стороны добропорядочных пассажиров", - заявили M24.ru в пресс-службе ведомства.
По данным департамента, в 2011 году на объектах транспорта в Центральном федеральном округе России сотрудники транспортной полиции задержали 234 зацепера, в 2012 году - уже 270, в 2013 – 284, в 2014 – 388. За пять месяцев этого года было задержано 178 человек.
Увеличивается и количество несчастных случаев с участием зацеперов. Если в 2011 году на объектах транспорта было травмировано два человека, то в 2014 – 27. За пять месяцев этого года пострадало восемь человек. Только за период с 1 по 4 июня произошло четыре несчастных случаев с зацеперами.
Сегодня, согласно статье 11.17 КоАП РФ, "проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах" карается штрафом в размере 100 рублей. В Уголовном кодексе есть статья 293 "Халатность". По ней "неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей", "повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека", грозит принудительными работами или лишением свободы до пяти лет. Однако в случае смерти зацеперов должностные лица, то есть сотрудники УВД на транспорте, пока привлекались только к дисциплинарной ответственности.
В 2013 году в Госдуме подготовили законопроект, который увеличивал штраф для зацеперов до 5 тысяч рублей. Однако его отклонил комитет по конституционному законодательству нижней палаты. Как сказано в заключении, авторы законопроекта не предоставили статистики, доказывающей, что существующий штраф неэффективен. За увеличение штрафов для зацеперов выступали и депутаты Мосгордумы.
Зацеперы "освоили" и метро. На Новый год в столичной подземке погиб молодой человек, катавшийся между вагонами поезда по Кольцевой линии. Не удержавшись, он упал под колеса состава. Прокурор метро Александр Рыбак предлагал приравнять сайты, на которых общаются зацеперы, к пропаганде суицида, чтобы их мог блокировать Роскомнадзор. Бывший глава столичной подземки Иван Беседин предлагал ввести для зацеперов штрафы в 10 млн рублей.
Адвокат коллегии адвокатов "На Малой Дмитровке", полковник милиции в отставке Евгений Черноусов поддерживает ужесточение ответственности за катание на крышах вагонов. "Самая эффективная мера профилактики нарушений и сдерживающий фактор для злоумышленников – это Уголовный кодекс. Если зацеперы будут знать, что в случае аварии им грозит уголовное наказание, то минимум 50% из них "отсеются", не пойдут совершать правонарушение", - сказал Черноусов.
По мнению юриста, надо вводить наказание и для перевозчиков, и для должностных лиц. "Сотрудники отделов полиции на транспорте должны нести ответственность, если допустили халатность, которая привела к аварии. Кроме того, наказание должно быть и для компаний-перевозчиков. Это вынудит их создать специальную службу охраны и закупить камеры видеонаблюдения. Надо, чтобы машинист перед отправлением поезда смог посмотреть через камеры, нет ли никого на крышах", - сказал Арсентьев.
Ссылки по теме
- Прокуратура метро хочет приравнять сайты зацеперов к пропаганде суицида
- Школьников привлекут в электрички с помощью рекламы
- Глава подземки предлагает ввести для зацеперов штраф 10 млн рублей
Аналитик экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев поддержап увеличение штрафов для самих зацеперов, но против введения ответственности для перевозчиков.
"Пресечением и расследованием таких правонарушений, как зацепинг, должны заниматься сотрудники УВД на транспорте. Если перекладывать ответственность на перевозчиков, то им придется поставить на каждой платформе охранников, закупить дополнительные камеры видеонаблюдения. Это все стоит денег, расходы потом будут включены в стоимость билетов", - пояснил Чекмарев.
Более того, если сотрудники компании-перевозчика увидят зацепера, у них нет полномочий применять к нему физическое воздействие, и в любом случае надо вызывать полицию. При этом, по мнению эксперта, для самих зацеперов штрафы действительно нужно увеличивать, поскольку они подвергают опасности жизнь других пассажиров и имущество. "Никто не следит за тем, что они делают на крыше. Они могут сломать или вырвать какие-то детали. Кроме того, часть оборудования находится под высоким напряжением, может случиться короткое замыкание или возгорание, которое обернется пожаром", - заключил Чекмарев.
Отметим, что для борьбы с зацеперами в метро еще в 2012 году начали устанавливать камеры наблюдения за хвостовыми вагонами. Первые камеры появились на 20 станциях. Кроме того, на рельсах подземки начали монтировать специальные датчики, которые сигнализируют при падении человека или предметов. Первые датчики установили на станции "Новокосино".