Фото: ТАСС/Митя Алешковский
Владельцы авто нередко сталкиваются с мошенничеством со стороны страховых компаний, работающих как с ОСАГО, так и с любой другой системой страхования. По всей видимости, ничего не поделаешь, страховка – это деньги, а где деньги – там часто возникают аферисты.
Автор программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин рассказывает о трюках недобросовестных автостраховщиков, на которые практически ежедневно попадаются водители.
Буквально на днях совершенно случайно вспомнил, что действие моего страхового полиса ОСАГО заканчивается. Конечно же, я поехал его продлевать. Одну из своих машин я всегда страховал у одного из крупных отечественных страховщиков, поэтому, естественно, рассчитывая на пятидесятипроцентную скидку за безаварийную езду, направился в один из его филиалов.
Гордо протянул бывший в употреблении полис милой девушке в красивой форменной одежде. Говорю, мол, знаю, что страховка нынче дорогая, но мне скидка полагается за хорошее поведение на дорогах. Обаятельная сотрудница тщетно пытается найти меня сначала в общей базе, а потом и в списке представленных к скидке водителей.
"У вас скидка всего пять процентов", – заявила она, оторвавшись наконец от монитора. Я спокойно продолжаю настаивать на своем, утверждая, что в течение вот уже последних пяти лет в авариях замечен не был, а потому доселе все время получал приятный бонус в виде 45-процентной скидки.
"Ничего подобного не вижу", – хладнокровно прервала меня моя собеседница. Затем она еще долго вбивала мои данные в базу, пытаясь намеренно изменить мою фамилию и дату рождения, допуская, что коллеги ее могли когда-то ошибиться. Но, увы, все было безрезультатно.
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
По истечении получаса наших мучений (спасибо душевной и отзывчивой девушке) выясняется следующее. Оказывается, год назад я покупал другую машину в автосалоне. Там представителей моего привычного страховщика не оказалось, и мою только что приобретенную машинку пришлось оформить в первой попавшейся страховой компании. Ну, дескать, как вы поедете на машине без страховки! Итогом такого столь опрометчивого шага с моей стороны стало прерывание моей безоблачной страховой истории, а значит, мой безаварийный стаж просто стал никому не интересен.
Ведь я предал компанию, которая отслеживала мою водительскую биографию. Менеджер выдвинула версию, что та недобросовестная страховая компания, где мне посчастливилось оформиться, просто не передала данные в Российский союз автостраховщиков. Именно поэтому меня и нет в списках, представленных к поощрительным наградам. Вот такая история.
Ссылки по теме
- Сами мы не местные: как работают аферисты на трассах
- "Совет безопасности": Виды мошенничества при продаже машин
- Авто под прикрытием: где оставить машину на время отпуска
Тем не менее я, разумеется, заинтересовался темой не совсем честной игры автостраховщиков и выяснил, что данная схема нередко используется страховыми компаниями, чтобы так или иначе, под любым соусом, но все же лишить законопослушного гражданина – он же аккуратный водитель – привилегий при оплате полиса.
Дескать, ну сколько он может так безаварийно ездить?! Тем самым портит нам всю статистику на протяжении многих лет, да еще при этом умудряется существенно экономить при продлении полиса. Нет, нам такой клиент не нужен. И вот наконец хороший повод отказать мне в скидке у ребят появился! Тем более что и их коллеги "забыли" передать данные обо мне в общую базу.
Ну что же, оставлю эти действия на совести и одного, и другого страховщика. Однако вынужден признать, что для меня такой поворот событий явился настоящим откровением. Я часто слышал про махинации и недобросовестность автостраховщиков и вот теперь на собственной шкуре испытал, как эти неприятные схемы работают.
Требуйте скидку!
Изучив данную проблематику, поговорив с бывалыми автолюбителями, спешу предупредить остальных о разводах, а то и о настоящем мошенничестве со стороны автомобильных дел страховщиков.
Итак, я надеюсь, что доходчиво объяснил автолюбителям, к каким последствиям может привести смена одной страховой компании на другую. В подобных случаях, если вы решите вернуться в свою привычную компанию или застраховать автомобиль вообще в новой, чтобы получить скидку, необходимо взять справку за безаварийную езду в той компании, где вы страховались в истекшем периоде.
Это также поможет правильно рассчитать так называемый коэффициент бонус-малус водителя – один из поправочных коэффициентов к базовому тарифу по ОСАГО.
Ссылки по теме
- Берегись автосалона: как правильно покупать подержанную машину
- А вместо сердца: как определить перед покупкой, исправен ли двигатель машины
- Битый небитого везет: как определить перед покупкой, попадала ли машина в ДТП
Бонус позволяет поощрять аккуратных водителей за безаварийную езду (за каждый год безаварийного вождения водитель получает пятипроцентную скидку при покупке следующего полиса), а малус, наоборот, увеличивает стоимость полиса, если за период страхования по вине водителя, указанного в полисе, произошло ДТП и по его полису были страховые выплаты.
Так вот, одна из наиболее распространенных схем недобросовестных страховщиков – отсутствие ваших данных о спокойной езде в единой базе.
Кроме того, редкий клиент осмелится развернуть монитор в свою сторону и убедиться в верности того, что ему сообщает сотрудник компании. Не будем забывать, что он действительно имеет неплохую прибавку к зарплате в зависимости от количества оформленных полисов на ту или иную сумму.
Но даже если клиент позволит себе подобную наглость и все же заглянет в монитор, то вряд ли он самостоятельно сможет разобраться в таблице с цифрами и расчетами, больше похожими на иероглифы. В общем, граждане, требуйте скидку, если она, конечно, вам положена. А если что – смело обращайтесь в Российский союз автостраховщиков (РСА) или пригрозите, если вам незаконно отказывают в бонусе, который вы по праву заслужили.
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
Страхование в довесок
Как известно, многие страховщики как навязывали своим клиентам дополнительные услуги, так и продолжают на самом деле разводить доверчивых и не всегда юридически подкованных граждан.
Ну, во-первых, давайте помнить о том, что ни одна услуга не может быть вам навязана. Если вы отказываетесь, например, от приобретения расширенного ОСАГО (полис ДСАГО) или от страхования жизни от несчастных случаев или не желаете, "пользуясь случаем", застраховать свое имущество, то ни один страховщик не имеет права отказать вам в оформлении полиса ОСАГО.
Увы, до недавнего времени таких историй было немало. Но и после огласки таких схем в СМИ нет-нет да и встречаются подобные случаи. Если вам пытаются что-то впарить попутно, то вежливо напомните продавцу, за каким именно продуктом вы пожаловали. Если тот не уймется, сообщите, что обратитесь с жалобой в РСА, Роспотребнадзор или прокуратуру.
Дефицит полисов
Оказывается, и такое бывает! И это страшное слово "дефицит", родом из советского прошлого, заставляет содрогнуться любого, кто как всегда торопится, но неожиданно не может приобрести полис по причине отсутствия бланков полисов ОСАГО.
"На склад не завезли", – утверждает хладнокровно менеджер. Клиент в смятении. Но вдруг услужливый менеджер на ушко шепчет человеку о том, что у него завалялся один бланк и он при условии небольшой доплаты со стороны клиента готов предоставить запылившуюся номерную бумажонку.
Видимо, ушлый продавец помнит историю с запашком 2013 года, когда в некоторых регионах людям и вправду отказывали в продаже полисов ввиду их нехватки или отсутствия. Остается только догадываться, сколько полисов было продано по спекулятивной цене.
Автовладельцам стоит знать, что страховая компания не может отказать вам в продаже ОСАГО. Жалуйтесь, если вам по той или иной причине отказывают. Истины в последней инстанции всегда можно добиться в Российском союзе автостраховщиков.
Предупрежден – значит вооружен. Будьте бдительны и не повторяйте чужих ошибок!