Фото: ИТАР-ТАСС
Новый закон об образовании, принятый Госдумой в первом чтении, будет на руку учителям, подрабатывающим репетиторством после уроков, но родители дошкольников, студенты, коллективы лицеев и гимназий и борцы за светский характер образования остаются в проигрыше, пишут "Московские Новости".
Издание решило узнать, что изменилось в новом законе по сравнению с действующим законодательством, и как новый документ повлияет на жизнь школьников, студентов, учителей и родителей.
Детские сады
Было: Дошкольное образование — бесплатно. Родители оплачивают не более 20% затрат детского сада на содержание детей (не более 10% - на содержание в д/с трех и более детей).
Будет: Реализация образовательной программы дошкольного образования — бесплатно. Присмотр и уход за детьми — платно.
Комментарий: Теперь законодательно разделяется дошкольное образование (собственно обучение в детском саду) и "присмотр и уход за детьми". Более того, в ныне действующем законе отдельно "присмотр и уход" не упомянут ни разу.
Бесплатное высшее образование
Бюджетное обучение в вузах предоставляется:
Было: Не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ.
Будет: Не менее чем 800 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ.
Комментарий: Несмотря на большую цифру количества бюджетных мест в предлагаемом законе, их число сильно сократится. По данным Росстата, молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет у нас в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в вузах должно быть не менее 1,7 млн. бюджетных мест. Сейчас бюджетных студентов в российских вузах около 2,7 млн. человек. По прогнозу Росстата, к 2015 году, численность бюджетных студентов вузов, рассчитанная на основе предлагаемой нормы законопроекта, станет меньше примерно на 210 тыс. чел (к 2020 году — на 650 тыс. чел.).
Религия в образовательном учреждении
Было: Религиозная организация может быть учредителем образовательного учреждения. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет свои документы печатью, не содержащей изображения государственного герба России.
Будет: Статья 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями. Образовательные программы об основах духовно-нравственной культуры народов должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям.
Комментарий: Религиозным организациям дано право влиять и формировать образовательный госстандарт. Ранее отдельной статьи о религиозном образовании не было. Полная свобода была дана основным конфессиям для создания своих школ и университетов.
Льготы на поступление
Было: Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
Будет: Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают - дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.
Комментарий: Большинство существующих льгот ликвидируются, в том числе для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10%.
Упразднение лицеев и гимназий
Было: Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Будет: Устанавливаются 4 типа образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования.
Комментарий: Представители уникальных школ, гимназий и лицеев уверены, что данная унификация нанесет вред выстроенной системе особых школ и грозит вытеснением "лицейского" уровня образования в частную сферу. В новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем.
Зарплата учителей
Было: В статье 32 "Компетенция и ответственность образовательного учреждения" значилось, что в компетенции школы находится установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.
Будет: В статье 104 значится, что обеспечение уровня средней заработной платы педагогических работников определяется в соответствии с решениями президента России, правительства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Комментарий: До внесения законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты педработника к средней по экономике региона. Впоследствии этот пункт был изъят из-за несогласования с Минфином. Теперь уровень зарплаты педагогов определяется президентом, правительством и органами госвласти субъектов России. Из последней редакции выпали содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам.
Стипендии
Было: Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями.
Будет: станавливаются следующие виды стипендий: 1) государственная стипендия; 2) стипендия президента России и стипендия правительства России; 3) именная стипендия.
Комментарий: До вмешательства Минфина, законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50% минимального размера оплаты труда. Более нигде в законе размер стипендии не определяется.
Репетиторство в школе
В старом и новом вариантах закона этот пункт остался без изменений - запрет на репетиторство со своими учениками не прописан.