Фото: m24.ru/Александр Авилов
У m24.ru новый колумнист - Алексей Чукарин, представитель одного из самых продвинутых ведомств столицы - IT-департамента. Именно это ведомство переводит госуслуги в электронный вид и "заставляет" чиновников пользоваться компьютером, оперативно отвечать на жалобы горожан. Алексей Чукарин руководит аналитическим подразделением департамента информационных технологий и поделится своими мыслями о том, как новые технологии поменяли жизнь москвичей и чиновников.
Каждый совершеннолетний горожанин прекрасно знает, как играть в футбол и как управлять Москвой. Но что касается последнего, занимаются этим все-таки специальные люди – чиновники. И вряд ли найдется еще одна такая профессиональная сфера, где плотность стереотипов так же высока, как в сфере государственного управления. Между тем современные информационные технологии меняют принципы работы чиновников и делают ее действительно эффективной.
считается, что у чиновника эталонный рабочий день, практически наглядная иллюстрация к Трудовому кодексу
Вот, скажем, считается, что у чиновника эталонный рабочий день, практически наглядная иллюстрация к Трудовому кодексу: четкое время начала и окончания рабочего дня, никаких переработок и проблем в выходные. Возможно, так оно и было в стародавние времена, когда основными рабочими инструментами чиновника были ручка, бумага и стационарный телефон. Придя на работу, он, не торопясь, приступал к изучению горы накопившихся документов и обращений, которые рассматривал не по приоритету, а по месту в этой горе, то есть раньше те, которые сверху. Затем уходил на совещание, где связи с ним не было никакой, а там и трудодень подходил к концу.
Чиновник на связи 24 часа в сутки семь дней в неделю 365 дней в году
Теперь же вместо кипы бумаг — система электронного документооборота, для служебной переписки — электронная почта, для оперативной связи — мобильный телефон. И это только вершина айсберга: в каждом ведомстве есть набор внутренних информационных систем, обеспечивающих выполнение функций госслужащего и контроль их исполнения. Чиновник на связи 24 часа в сутки семь дней в неделю 365 дней в году. В любой момент, в три часа ночи или в семь часов утра, в понедельник или в субботу — он может получить срочную задачу от своего руководителя, решение которой нельзя будет отложить "на потом" или "до завтра". И теперь он работает не до "звонка", а до того момента, пока задача не будет выполнена.
Если раньше на доставку документа из одного департамента в другой требовалось до трех дней, то теперь этот путь занимает три секунды
В целом переход на электронный документооборот концептуально изменил систему работы московского чиновника. И это не круговорот документов в природе ради самого процесса. Все действия направлены на решение реальных задач и проблем города. Если раньше на доставку документа из одного департамента в другой требовалось до трех дней, то теперь этот путь занимает три секунды. Как только документ зарегистрирован в системе, он поступает конкретному ответственному исполнителю с указанием контрольных сроков.
То же самое происходит и с обращениями граждан, которые всегда первые в очереди на рассмотрение. Москвичам больше не надо отправлять письма по почте или приносить лично, есть электронные приемные и специальный портал "Наш город", где можно оставить жалобу на любую городскую проблему: от неубранной территории до завышенной цены на жизненно важное лекарство. Причем срок рассмотрения жалобы на "Нашем городе" восемь дней, за это время чиновник должен не только изучить, но и исправить ситуацию, а также представить доказательства, что проблема устранена.
еще один стереотип — все обращения граждан в органы власти уходят в "черную дыру"
К слову, еще один стереотип — все обращения граждан в органы власти уходят в "черную дыру". Пиши — не пиши, никто не ответит и в проблеме не разберется. Система электронного документооборота позволяет сразу же перенаправить обращения в нужный орган власти, который за тот или иной вопрос отвечает. И впоследствии система уже не даст "забыть" о сроках выполнения. У руководителя всегда перед глазами информация: завтра должны быть отправлены ответы на 20 обращений граждан, за пять из них отвечает Иванов, еще за пять – Петров и так далее. Только в прошлом году по всем каналам коммуникации было принято несколько сотен тысяч электронных обращений граждан — предложений, жалоб и так далее. И по большинству из них были приняты конкретные меры.
неистребимый стереотип о чиновниках — огромные суммы из бюджета тратятся на различные гаджеты
И, наконец, самый, пожалуй, неистребимый стереотип о чиновниках — огромные суммы из бюджета тратятся на различные гаджеты и технические новинки, причем регулярно. На самом деле город не закупает ничего лишнего, только минимальный набор оборудования, который необходим для работы. Это стационарные, совершенно обычные телефоны и персональные компьютеры, в отдельных случаях ноутбуки или планшеты. А вовсе не смартфоны последней модели, мобильные принтеры или что-либо другое.
Ссылки по теме
- Советник главы IT-департамента – о российском софте, ЕМИАС и видеонаблюдении
- Госслужащие Москвы осваивают сервис веб-конференций
- Портал "Наш город" привлек волонтеров к решению столичных проблем
Можно даже попробовать рассчитать стоимость среднестатистического рабочего места: компьютер за 20-40 тысяч рублей, телефон за 3-5 тысяч, плюс на одного госслужащего приходится 1/20 принтера общего пользования — еще 5 тысяч рублей. Итого выходит от 30 до 50 тысяч. Но надо иметь в виду, что техника служит, пока не сломается, так что это не регулярные расходы.
Конечно, внедрение и распространение информационных технологий не обходится без проблем — начиная от сбоев при запуске той или иной системы и заканчивая обучением чиновников, как ими пользоваться. Но тут уж, как говорится, "надо, Федя, надо". Кстати, именно информационные технологии помогают бороться с вечной проблемой — дублированием функций, когда за один участок работы отвечает несколько человек, и еще пятеро их сверху контролируют. Автоматизация многих процессов такую ситуацию практически исключает. Человеческий фактор пока, по-прежнему, все равно встречается, но мы стараемся его исключить.