1 сентября вступил в силу закон об обязательном хранении на территории РФ персональных данных граждан страны, обрабатываемых через интернет. Таким образом, все сведения о россиянах должны храниться в базах данных, расположенных в России.
В первую очередь закон коснется социальных сетей и почтовых сервисов, которые при регистрации запрашивают контактные и личные данные россиян. К персональным данным отнесут, в частности, адреса электронной почты и личную переписку. Сайты-нарушители будут занесены в "черный список" Роскомнадзор. Этим списком станет специально созданный "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных".
Законопроект был принят 4 июля 2014 года. Согласно первоначальной версии документа, он должен был вступить в силу 1 сентября 2016 года, однако дату передвинул на 1 сентября 2015 года.
Если Роскомнадзор в ходе проверки выявит нарушения относительно хранения и использования персональных данных, то компания получает предписание, согласно которому она должны устранить нарушения в течение шести месяцев. За невыполнение подобного требования компании грозит штраф до 20 тысяч рублей. Что касается внесения сайта в специальный "реестр нарушителей", то это возможно только по решению суда.
Как отмечали в руководстве Роскомнадзора, ведомоство не собирается первое время проводить массовые проверки компаний на исполнение закона. Так, с 1 сентября 2015 года по 1 января 2016 году запланировано 317 плановых проверок, что составляет 0,012% всех компания, работающих с персональными данными в России. В списке компаний, которых проверят в ближайшее время, нет, например, Facebook или Google.
Российские пользователи опасались, что новый закон может помешать доступу к бронированию авиабилетов и номеров в зарубежных отелях. Однако в Минкомсвязи заявили, что требования закона не распространяются на деятельность российских и иностранных перевозчиков, а международный договор или личное согласие гражданина позволяет передавать персональные данные в любую точку мира. Соответственно, бронирование отеля за рубежом - личное решение человека, не подлежащее регулированию.
Иностранные компании восприняли изменения в российском законодательстве неоднозначно. Как сообщает ТАСС, к локализации персональных данных в России приступили такие зарубежные игроки, как Samsung, AliЕxpress, eBay, Booking.com. По неофициальным данным ряда СМИ, в апреле 2015 года Google начала переносить серверы в дата-центры, расположенные на территории России.
Ссылки по теме
- Роскомнадзор отложил проверки Google и Facebook по закону о переносе данных
- Интернет-аукцион eBay готов хранить персональные данные россиян в РФ
- Компания PayPal разместила в России сервера для хранения баз данных
При этом 26 августа газета "Ведомости" сообщила, что Facebook отказался размещать данные российских пользователей на российских серверах, поскольку не считает нужным это делать.
По данным издания, соответствующую позицию в ходе встречи с главой Роскомнадзора Александром Жаровым выразил директор по общественной политике Facebook в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томас Мируп Кристенсен. Один из собеседников издания уточнил, что Facebook считает перенос персональных данных россиян в страну невыгодным экономически. Другой источник рассказал, что компания не считает сведения из аккаунтов своих пользователей персональными данными.
В свою очередь, представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский заявил, что на встрече с главой ведомства представители соцсети не заявляли от отказе устанавливать серверы в России. В Facebook данный вопрос комментировать отказались.