На войне все средства хороши. Наверняка именно так думали люди, которые заковывали в броню автобусы и авто, и даже устанавливали на мотороллерах пулеметы. Обозреватель m24.ru Алексей Байков продолжает собирать информацию о самых интересных образцах боевого народного творчества. В прошлый раз речь шла об импровизированной бронетехнике России, Эстонии, Румынии и Новой Зеландии. На очереди – Англия, Франция и африканские страны.
Итак, в прошлый раз мы не договорили про Англию. Ситуация на родине танка после разгрома экспедиционного корпуса во Франции и спешной эвакуации из Дюнкерка была не очень веселой. Если флот и Королевские ВВС почти полностью сохранили материальную часть и были готовы дать отпор немцам, то сухопутные силы Владычицы Морей на какое-то время фактически перестали существовать. А впереди маячила пугающе реальная перспектива немецкого десанта на острова. И пока в ОКХ еще не начертили все стрелочки на плане Zeelöwe ("Морской лев"), надо было что-то с этим делать, причем срочно.
Людей нашли быстро, создав полувоенное ополчение "Добровольцы местной обороны". Позднее Черчилль благозвучия ради переименовал его в Home Guard – "Домашнюю стражу" или "Родную гвардию", кому как больше нравится. Энтузиазма у домашних гвардейцев было хоть отбавляй, а вот с вооружением, а в особенности с бронетехникой, наблюдалось полное "наличие всякого отсутствия". Осознав глубину проблемы, живой британский ум заработал на все 150 процентов, а руки стали трудиться денно и нощно, превращая в боевые машины буквально все, что могло ездить. Конструкции в результате получались самые фантастические.
Фото: livejournal.com
Вот заслуженная хоумгардовская классика. Аристократы отдавали свои роскошные лимузины на нужды обороны страны, а очумелые ручки мигом превращали их в броневики. Еще вчера этот экземпляр был люксовым автомобилем Humber Saloon, а сегодня он уже на военной службе. Между прочим это вам не просто так, а зенитная самоходка. "Максим" из люка на крыше торчит не для красоты, а для стрельбы по воздушным целям.
Фото: livejournal.com
А вот и Bentley, принадлежавший некому Джону Эплтону. Вооружение – пулемет Льюиса.
Фото: livejournal.com
Когда-то это было обычным автобусом AEC Regent. А потом рабочие из лондонских мастерских по ремонту пассажирского транспорта превратили его и еще 20 таких же машин в бронетранспортеры для Чисвикского батальона Home Guard.
Фото: livejournal.com
Еще один легковой автомобиль, превращенный в броневик. На сей раз в противотанковый – из открытой башенки торчит ствол ПТР Boys.
Фото: livejournal.com
Противотанковый броневик с орудием времен I Мировой, переделанный из грузовика Dodge и состоявший на службе в Сомерфордском батальоне. Он так и назывался – Tubby Tankbuster. Каковы были его реальные шансы при столкновении, скажем, с немецким PzKpfw III – лучше даже не думать.
Между прочим вооружен он 6-фунтовой пушкой, снятой с танка Mark I времен еще Первой мировой, вот такая историческая переемственность.
Фото: livejournal.com
А это уже целый бронеотряд, укомплектованный самодельными чудовищами – Kings Lynn Battalion.
Последним номером идет классический по своей схеме гантрак на базе грузовика AEC Mammoth. Все хорошо и даже красиво, за исключением калибра и типа орудия – это морская четырехдюймовка (152 мм) QF Mark 4, которую накануне Первой мировой ставили на эсминцы и легкие крейсера.
Такая "самоходная артиллерия" в случае немецкой высадки должна была использоваться в качестве мобильных орудий береговой обороны против десантных средств противника. Если утопить врага не получится – она должна была отступать к стратегически важным перекресткам дорог и становиться там в противотанковые засады. Сюрприз для панцерваффе вышел бы изрядный, учитывая, что против такого снаряда была бесполезна даже лобовая броня "Тигра", а их еще не было даже в проекте. Но вот мог ли сам грузовик выдержать выстрел из такого орудия с последующим откатом – большой вопрос.
Большей части техники британской Home Guard повоевать так и не довелось, к счастью что для нее самой, что для ее экипажей. Впрочем, некоторые построенные в 1940-41 годах "бронемонстрики" несли боевую службу до самого конца войны, охраняя тыловые объекты: аэродромы, штабы, склады и узлы связи.
И чтобы уж окончательно закончить с темой Второй Мировой – вот одна из самых знаменитых самоделок:
Фото: images.vfl.ru
Бронеавтомобиль Kubus на базе трехтонного грузовика Шевроле. Использовался участниками Варшавского восстания 1944 года, вооружение состояло из советского пулемета ДП и немецкого пехотного огнемета, внутрь помещалась до 12 человек десанта.
Использовалась для переброски бойцов между центром города и районом Повислья и для окончившихся неудачей атак на захваченный немцами комплекс Варшавского университета. После того как поражение восстания стало очевидным, машину спрятали во дворах, предварительно сняв с нее все вооружение и электрику. После освобождения Варшавы машина была обнаружена, отремонтирована и передана в музей Войска Польского, откуда периодически выезжает для участия в парадах.
Послевоенная пора
Когда облако ядерного "гриба" над Хиросимой развеялось окончательно, всем имеющим голову на плечах стало очевидно, что эпоха больших войн уходит в прошлое. Наступило время локальных конфликтов, в которых немалую роль стали играть всевозможные полувоенные формирования партизанского типа. А уж эта публика всегда была готова взяться за сварочный аппарат, напильник и изготовить нечто из ряда вон выходящее.
Ссылки по теме
- Как готовят технику к маршу на Красной площади 7 ноября
- Неизвестное оружие: Чем могли бы воевать советские солдаты в 1941 году
- К зиме под Москвой сформируют танковую армию
А еще на планете настала эпоха потребления, в ходе которой автомобиль окончательно стал не роскошью, а средством передвижения. Пригодной для изготовления самоделок техники стало еще больше – появились гражданские джипы и пикапы. К тому же в продаже стали появляться все более и более сложные инструменты, позволявшие в собственном гараже сделать такое, для чего раньше требовался если не завод, то уж точно специализированная автомастерская.
Наконец было придумано множество новых вариантов вооружения, обладавших меньшим размером и весом, чем их аналоги времен Второй Мировой, которые было так удобно ставить на самые разные шасси. Как, например, поступили французы, воткнувшие 75-мм безоткатное орудие на мотороллер Vespa из "Римских каникул".
Фото: wikipedia
Между прочим это никакая не импровизация – Vespa 150 TAP производилась вполне себе серийно, успели изготовить целых 800 штук. Идея заключалась в том, чтобы усилить вооружение десантников, которым требовалось что-нибудь легкое, что можно было бы возить транспортным самолетом и сбрасывать с парашютом, но при этом желательно, чтобы с пушкой, а не с пулеметом. И пока весь мир корячился, проектируя миниатюрные авиадесантные танки и САУ, французы попробовали решить проблему дешево и сердито. На полигоне все выглядело красиво, а в Алжире и в Индокитае (Вьетнаме) выяснилось, что одноцилиндровый движок "Веспы", да по пересеченной местности не очень-то тянет вес пушки, снарядов и французского парашютиста в полной боевой экипировке. В итоге орудия с них поснимали и дальше использовали исключительно как курьерский транспорт.
На святой земле
Совершенно иная задача стояла перед изготовителями бронированных самоделок в Израиле. В условиях постоянных столкновений еврейских переселенцев с палестинцами, броня требовалась даже для сугубо мирных занятий.
Фото: modelizmspb.temza.ru
Пахать по-другому там было попросту невозможно. Данная фотография сделана еще в 1938 году, в кибуце Мишмар-а-Эмек, но и в 40-ых подобных бронетракторов тоже изготовили немало, многие из них до сих пор стоят в виде памятников на въезде в те самые кибуцы.
Бронировать приходилось даже самые обычные рейсовые автобусы.
Вот в один такой, забронированный на фабрике а-Аргаз в Иерусалиме садятся обычные гражданские пассажиры. Правда была одна проблема – не рассчитанные на вес брони автобусные двигатели изнашивались чуть ли не вдвое быстрее.
А вот у этого автобуса своя особая история.
В результате войны 1948 года господствующая высота Иерусалима – гора Скопус вместе с расположенным на ней Еврейским университетом оказалась посреди территории Иордании. После того как арабы несколько раз атаковали идущие на гору еврейские конвои, вокруг нее была установлена демилитаризованная зона под управлением ООН. Внутри периметра охрану несла израильская полиция при поддержке студентов-добровольцев. Два бронированных автобуса доставляли на гору сменных полицейских, а на самом деле – переодетых коммандос Армии обороны Израиля. В крыше и в бортах были сделаны тайники, в которых прямо под носом у проверяющих из ООН и Арабского легиона на гору провозили оружие. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, гора Скопус была окончательно присоединена к Израилю вместе со всем восточным Иерусалимом. После этого автобусы сдали в музей.
Остров Свободы
Разумеется без импровизированной бронетехники не обошлась и революционная война на Кубе. Правда, получалось у них еще хуже чем у испанцев.
Бронетрактор по имени "Дракон-I", изготовленный для бойцов 2-й партизанской колонны Камилло Сьефуэгоса. Такая окраска, кстати, была характерна для большей части самодельной бронетехники революционеров – это цвета флага "Движения 26 июля". Камуфляж? Нет, не слышали.
Этот "Катерпиллер" был забронирован рабочими сахарной фабрики "Андреита" для колонны Че Гевары, но на войну опоздал и сразу попал в музей. Для чего предназначались наваренные сзади устрашающего вида уголки – остается только догадываться.
Победа! Барбудос въезжают в Гавану сидя верхом на чем-то непонятном, но явно переделанном из грузовика.
В стране больших неприятностей
Как ни странно импровизированную бронетехнику во Вьетнаме клепали в основном американцы. Действовавшим на юге партизанским формированиям Вьетконга с их тактикой "просачивания" и внезапных ночных атак из засады в упор, бронтехника требовалась примерно, как вороне парашют. А крупномасштабные наступления предпринимала северовьетнамская армия – она обходилась Т-34-85 и Т-54, присланными китайскими и советскими товарищами.
А вот у американского контингента были совершенно иные проблемы. Размазанную по половине страны 500-тысячную группировку требовалось ежедневно снабжать. Вертолеты и речной транспорт делали свою часть работы, но часть должны были взять на себя и автомобильные конвои, которым приходилось преодолевать сотни километров по шоссе и грунтовкам, проложенным прямо через джунгли. Очень скоро они стали излюбленной мишенью для вьетконговцев.
Охрана конвоев по уставу возлагалась на военную полицию, а у нее самой могучей бронетехникой был офицерский джип с пулеметом винтовочного калибра. Попытки поставить в охранение БТРы М113 также потерпели неудачу.
Гусеничный транспорт всегда медленнее колесного, и конвои стали растягиваться на пару десятков километров, что также создавало дополнительные возможности для нападения.
Идею усилить конвои самодельными гантраками с мощным автоматическим вооружением предложил полковник Джо О Белино из 8-й транспортной группы. Впрочем, вряд ли она пришла ему в голову самостоятельно – за 10 лет до американцев в тех же местах пришлось воевать французам, которые тоже довольно скоро взялись за изготовление "боевых грузовиков".
Фото: mrfa2.org
Типичный "вьетнамский" гантрак представлял собой грузовик М-35 или самосвал на его базе с дополнительным бронированием кузова и кабины. Вооружение подбиралось по принципу "залить огнем джунгли, быстро!": несколько тяжелых пулеметов Browning M2 или счетверенная зенитная установка М16. Когда во Вьетнаме появились первые "миниганы" – то стали ставить и их.
Фото: livejournal.com
Второй вариант бронирования заключался в полном снятии кузова и установке вместо него бронекорпуса от М113 с дополнительным вооружением.
Делать таких "монстриков" пришлось в немалых количествах – опытным путем было выяснено, что для более или менее безопасного прохождения конвоя по "контролируемой" американцами территории, один гантрак должен были приходиться на каждые 10 машин конвоя. Это вызывало определенные проблемы, ведь по документам они по-прежнему числились грузовыми автомобилями, так что на практике реальные возможности транспортных колонн очень сильно отличались от тех, на которые рассчитывали в штабах.
То же самое было и с экипажами – специальности "стрелок гантрака" в штатном расписании транспортной группы попросту не было, и все эти люди где-то "наверху" были записаны как заправщики, автомеханики и прочий тыловой персонал автобаз. Только вот вместо того чтобы крутить гайки и мыть машины в тылу, они участвовали в боевых действиях и погибали, а остальному личному составу в это время приходилось вкалывать "за себя и за того парня".
В желтой жаркой Африке
В декабре 1959 решением ООН наступающий 1960-й год был провозглашен "годом Африки". В этот год независимость получили 17 бывших колоний, а после на протяжении 17 лет почти каждый год на политической карте мира прибавлялось по два-три новых государства. Поскольку границы новых стран были границами европейских колониальных владений, и совершенно не учитывали реальное расселение племен, Африка немедленно вспыхнула, как долго лежавшая на солнце солома. В единый кровавый клубок сплелись всевозможные революционные армии и народные фронты освобождения, советские, кубинские и китайские военные специалисты, наемники со всех концов земного шара, военные и полицейские формирования местного белого населения и вконец озверевшие от всего этого племена.
Поскольку возить в Африку танки в больших количествах было дорого и сложно, первыми импровизированную "броню" начали клепать еще колонизаторы. Затем их почин подхватили местные партизанские формирования, свою лепту внесли наемники, и, наконец, отдельной строкой проходят изделия умельцев из Родезии (ныне – Зимбабве) и ЮАР, сделанные в условиях эмбарго на поставку военной техники и продукции двойного назначения.
Фото: ljplus.ru
Вот довольно типичный, в чем-то похожий на испанские "тизнаос" броневик на базе грузовика или автобуса, подбитый индийскими артиллеристами из контингента войск ООН в районе Катанги летом 1961 года.
В ходе гражданской войны в Нигерии возникло и почти три года просуществовало маленькое непризнанное государство Биафра, в состав которого вошли территории племен игбо, ибибо, иджо и йоруба. А еще по чистой случайности там же оказалась львиная доля нигерийских запасов полезных ископаемых. В помощь биафрийской армии инженеры компании RAP, разрабатывающей местные залежи, из подручного материала изготовили 12 броневиков, получивших прозвище "Красные Дьяволы".
Причем делали их не только на автомобильных шасси. Этот, к примеру, построен на базе "завалявшегося" еще со времен Второй Мировой гусеничного транспортера Universal Carrier.
Фото ljplus.ru
А это еще одно изделие из Конго. Нет, оно не на шасси грузовика, а просто едет на тягаче к полю боя. На самом деле этот "танк" был переделан из бульдозера руками механиков одной из групп привлеченных в регион наемников.
Условия войны в Родезии и ЮАР заставили местных специалистов заняться изготовлением принципиально новых классов бронетранспортеров – MPV и MRAP, то есть защищенных от мин и защищенных от мин и засад БТР. Для обеспечения надежной защиты от подрыва фугаса требовался большой дорожный просвет и днище с наклонными углами бронирования для отклонения осколков. И пока южноафриканская промышленность не наладила их серийный выпуск, первые MRAP-ы собирались в войсковых автомастерских по принципу "я его слепила из того, что было".
Фото: hmvf.co.uk/
Вот этот фургончик дядюшки Мокуса был сделан родезийцами на базе гражданского джипа "Ленд-Ровер". Кстати дуги по бокам корпуса наварены не столько для красоты и натягивания тента, сколько для смягчении удара при резком опрокидывании на бок.
Дальнейшее развитие той же концепции:
Гантрак родезийского спецназа "Скауты Селуса" сделанный по схеме MRAP на базе мерседесовского грузовика Unimog:
Бронетранспортер Rooibok переделанный в ЮАР из пикапа Ford F250 для войны с партизанами СВАПО в Юго-Западной Африке. Помимо огромного радиуса поворота и отсутствия защиты для двигателя и бензобака, отличался еще и весьма оригинальным конструктивным решением салона – поскольку вход осуществлялся только через две передние дверцы, пассажирское сидение рядом с водительским было наглухо приварено к одной из них. Всего было построено около 6 экземпляров.
Закончить надо, конечно же за упокой, а что может быть лучше для этой цели, чем классика жанра – "гроб на колесиках". Это родезийский MRAP "Крокодил" на базе 5-тонного грузовика, фото сделано уже в те времена, когда он "по наследству" перешел к армии Зимбабве. Главной "изюминкой" конструкции является топливный бак, размещенный прямо под бронекорпусом – очевидно для того, чтобы усилить эффект от подрыва на мине.