Фото: m24.ru/Игорь Иванко
В Новом Манеже открылась выставка 83-летнего московского художника Николая Касаткина. Почему эта экспозиция важна именно сегодня, корреспонденту m24.ru рассказал куратор проекта Сергей Попов.
– Сергей, почему Касаткин, почему сейчас и почему в Манеже?
– Постулат, который мы хотим опровергнуть, заключается в том, что Николай Касаткин – художник реалист, которого зачисляют чуть ли не в соцреалисты. Но при этом его на протяжении многих лет не брали в Союз художников. Это скорее концептуальный формат искусства. Я творчеством Касаткина занимаюсь очень давно.
И подготовка его выставки заняла четыре года. Были люди в Третьяковке, у которых имя Касаткина вызывало сомнения, несмотря на то, что его работы есть в их коллекции.
Нынешняя экспозиция – это большая ретроспектива работ художника, которая служит безусловным признанием его таланта. Целый ряд музеев представил нам его произведения: это и Третьяковская галерея, и Пушкинский музей. Посетители увидят и те экспонаты, которые сам автор сделал специально для выставки.
К нам из Германии приехал коллекционер Манфред Хазенбек, который еще в начале 90-х купил несколько работ Касаткина. У него в Мюнхене одна из самых больших зарубежных коллекций русских нон-конформистов.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Николай Касаткин – это недостающее звено между такими величинами, как художники Эрик Булатов и Олег Васильев. К сожалению, про Олега Васильева, который работал вместе с Булатовым, в интернете нет никакой информации, кроме некролога. А Эрик Булатов – художник с мировым именем.
У себя в галерее Pop/off/art мы решили не показывать художников старшего поколения, их талант там просто не умещается – помещение слишком маленькое, не подходящее для масштабных выставок . Именитым мастерам больше подходит Манеж, Третьяковская галерея или другие монументальные залы. Наша же галерея станет пространством для молодых европейских творцов.
Выбор связан с тем что, мы делаем акцент на пластическом искусстве очень высокого качества. Общаемся с международными коллекционерами и экспертами. И они зачастую не воспринимают современное российское искусство именно за его легковесность, низкое пластическое и визуальное качество, в котором якобы заключается большая концептуальная идея.
Но несмотря на это мы будем показывать работы тех, кто сегодня создает новое искусство.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Интерес к русскому искусству за рубежом развивался по синусоиде. В 90-е годы было много выставок нон-конформистов в Германии, но их работы стали постепенно дорожать. В итоге оказались недоступны коллекционерам, и интерес к русским художникам упал.
Любители искусства переключились на других современных мастеров, цены на произведения которых не зашкаливают".
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
– По какому принципу вы отбираете участников выставки? Что является для вас важным фактором?
– На мой взгляд, Касаткин решает в своих работах вопрос пространства-плоскости. Вопрос, относящийся к любому произведению искусства, даже если мы говорим об инсталляциях. Эти встроенные в произведение искусства категории либо работают, либо нет. Например, "Мамины коврики" – важный цикл 90-х годов.
Я бы поставил этот триптих в число самых значимых работ Касаткина. Некоторые считают его, флагманской работой. Во всяком случае она как минимум яркая и показательная. Потому что в самих ковриках пространства намного больше, чем в самом пейзажном фоне, который выступает здесь как фрэйм.
Казалось бы, "коврики" уже были в 60-е, но поменялось смысловое поле. Это не просто коллаж или объект народного творчества. Здесь начинает играть противопоставление авангарда и, условно назовем, русского пейзажа.
Категория времени разворачивается в выставочном пространстве от центра в обоих направлениях: от работ 2015 года к 90-м и дальше к 50-м. В самом большом зале зритель ретроспективно движется по теме пейзажа, а в остальных залах – по теме личных воспоминаний.
Самый дальний угол – имитация пространства мастерской, там находится самая ранняя работа – 1948 года – портрет бабушки и портрет маленького брата.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко