Фото: Mariusz Kaldon/YAY/ТАСС
Экономический обозреватель m24.ru Константин Цыганков – о любви россиян ко всему зарубежному, о реакции отечественных производителей на санкции и о том, когда ждать результата процесса импортозамещения.
Давайте я попробую объяснить, почему в нашей стране так плохо работает импортозамещение. Российский рынок последние лет десять характеризовался низкой эластичностью спроса. Это означает, что можно сколько угодно повышать цену на товар – спрос на него не поменяется.
В теоретической экономике товарами с устойчивым спросом принято называть продукты питания первой необходимости, вроде хлеба и воды, а также товары, связанные с зависимостями и привычками (например, табак и алкоголь), однако в объективной реальности в эту группу попадают и многие другие виды товаров и услуг. Для нашей страны это в первую очередь иностранное оборудование и средства производства (станки, инструменты, строительная техника и т.п.), а также комплектующие.
Соответственно, маржа производителя и отпускная цена формируются здесь по принципу "если вы хотите качественное и иностранное, покупайте у меня за ту цену, которую я вам назначу". Самый простой, но яркий пример, на мой взгляд, – это история с отечественным судостроением, где доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах достигает 95 процентов, при этом собираются и выпускаются они в России.
Отечественный производитель страдает, плачет и стонет, пытается вырваться на рынок, но импортный продукт, во-первых, лучше по качественным характеристикам, а во-вторых, он же импортный! Сознание простого русского Васи по большому счету не изменилось с советских времен: если что-то сделано за пределами России, значит оно качественное, а если на это еще и бренд прилепили известный, Вася готов последние трусы отдать, лишь бы это купить.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
А слово "отечественный", когда оно применено к материальным благам, не соответствует статусу современного благополучного россиянина с iPhone в руке, камамбером в холодильнике и Toyota Camry (российской сборки в кредит на три года), припаркованным на тротуаре около дома. Если вы с этим не согласны и считаете что made in Russia – это не только скрепно, но и качественно, просто оглянитесь по сторонам.
Скажите, часы у вас на руке, мобильник на столе, монитор, с которого вы это читаете, и даже одежда, которая на вас надета, – что из этого отечественное на 100 процентов? Если вы так уверены, что наше лучше чужеземного, почему тогда не пользуетесь этим? Но это уже лирика.
Ссылки по теме
- Около 600 предприятий города смогут получить статус приоритетного инвестпроекта
- Красная икра к Новому году не подорожает – Росрыболовство
- "Вечер": Импортозамещение не коснется иностранных медпрепаратов
Вернемся на рынок.
Итак, российский товар борется за выживание. Производитель пытается повысить качество, вкладывает последние деньги в НИОКР и даже бегает к профильным регуляторам с просьбами о поддержке. Но те отвечают, что у нас рыночная экономика, мол, вы сами за это боролись в 1991 году, поэтому вот дверь – и будьте счастливы. И да, инвестиций не будет.
Ведь чтобы получать от вас выхлоп, инвестору нужно потратить миллионы денег, пройти сто кабинетов и согласований и еще ждать лет десять, пока вы займете хоть какую-ту нишу на рынке.
И вот в один прекрасный день в лексикон населения всей страны врывается слово "санкции". Когда-то далекое и чисто теоретическое, оно по воле законодателя начинает обретать реальные черты, и немного шокированный отечественный производитель видит, что все иностранные конкуренты вымерли, а в радиусе 1/6 части суши на рынке – только он и еще один несчастный, который в таком же замешательстве внезапно оказался посреди непаханого поля неограниченных возможностей.
Что делать этим двоим?
Оправившись от шока и сменив смущение на восторг, они со скоростью света мчатся на свои предприятия и... снижают качество выпускаемой продукции, тем самым сводя издержки к минимуму.
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Вы скажете, как же так, есть же ГОСТ!!! Но дело в том, что производство по ГОСТу – совершенно необязательное условие. Скажу даже больше: национальные стандарты существуют не для всех товаров и услуг! Зачастую для производства достаточно так называемых технических условий (ТУ). По идее закона о техрегулировании, ТУ должны повышать качество производства по сравнению с ГОСТ РФ, но, как и все в нашей великой стране, эту идею перевернули с ног на голову, отдав утверждение ТУ на откуп территориальным (региональным) органам Ростехрегулирования.
А после того как ТУ утверждены (как, кем и почему – знает только чиновник, их утвердивший), к ним нет доступа у простых смертных – они считаются секретом производства и коммерческой тайной производителя. И понять, соответствует ли продукт ГОСТу (или в отсутствие оного – обычным нормам качества), может только контролирующий орган при наличии достаточных оснований подозревать производство в недобросовестности.
Да, и кстати, соответствие ГОСТу тоже не панацея, ибо предполагает лишь отсутствие вреда жизни и здоровью потребителя, а совсем не повышенные требования к качеству товара. В общем, стандарты не барьер, понижать издержки, сохраняя потребительские свойства продукта, в России можно практически до бесконечности.
Вы можете спросить: как же так можно? Да легко! И если раньше, приходя на рынок, Василий мог выбрать необходимый ему товар из предложений множества производителей, теперь выбора только нет: унитаз либо розовый, либо треснутый. Возьмем простой пример: вы хотите сделать тирамису и приходите в магазин купить необходимый вам для этого десерта итальянский сыр маскарпоне. А его нет. Ну то есть он есть, но не итальянский, а в лучшем случае сербский.
Если сравнить составы (благо в интернете осталась информация о них), вы легко увидите разницу в ингредиентах между итальянским маскарпоне и любым иным. И поверьте мне, на вкус эта разница ощутима. Но в магазине нет других вариантов. И вы вынуждены покупать то, что есть. Или отказаться от тирамису. А представьте себе, что ваш драгоценный детеныш его обожает и со слезами просит на день рождения. Конечно, вы возьмете сербский. Или российский. Да, лучше российский. Или нет. Неважно – важно приготовить что-то похожее на тирамису (дите маленькое, не разберется).
Фото: ТАСС/Евгений Курсков
Но, в общем-то, бог с ним, с маскарпоне – можно, в конце концов, объяснить ребенку прописную истину от The Rolling Stones: ты не можешь всегда получать то, чего хочешь. А как насчет мяса, рыбы, колбасы, орехов, обычных и сухих фруктов? Ведь качество всего этого резко упало после санкций, а стоимость совсем не снизилась.
К примеру, вы давно брали миндаль с полки продуктового магазина? Посмотрите на ценник – вы удивитесь. А когда попробуете – удивитесь еще больше, и вряд ли приятно. Ведь что делает наш производитель дальше?
Правильно, начинает задирать отпускные цены. А почему нет? Спрос-то остался неизменным, несмотря на низкое качество, а Василию все так же нужен ваш товар, и он будет его покупать втридорога.
И что мы имеем? У производителя падают издержки, а доля рынка и прибыль растут. Шикарно, что еще сказать! Идеальная экономическая среда для бизнесменов с подходом к делу по правилу "после меня хоть потоп".
Вот и получается, что все это отечественное импортозамещение – банальная монополизация рынка, ведущая к снижению качества товаров и услуг с одновременным ростом цен. Конечно, можно открыть в "Википедии" статью "импортозамещение в России" и узнать об успехах нашей страны в данном направлении, а можно просто внимательно изучить отдельные отрасли хозяйства и сделать вывод, что реальный объем импортозамещения в стране не превышает пока 30 процентов.
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
При этом я остаюсь оптимистом и всерьез считаю, что полноценно заместить импорт возможно. Для этого нужно выполнить два главных условия:
Ссылки по теме
- Новый виток: как новые санкции скажутся на потребителях
- Еда с грядки: готова ли Россия к фермерским продуктам питания
- "Расчет в попугаях": как отличаются расходы на общественный и личный транспорт
1. За год-два невозможно наладить всю цепочку производства – от станков и компонентов до конечного продукта. Как минимум в наших условиях для этого потребуется 5–10 лет. Нужно поднять НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), подготовить и обучить кадры, вспомнить советские инженерные достижения и на их базе с уже имеющимся иностранным опытом произвести реальную модернизацию.
2. Экономика – это очень сложный механизм, вмешиваться в работу которого не рекомендуется. Нельзя просто так взять и заставить людей производить что-то качественно. Нельзя просто так взять, собрать всех высокотехнологичных производителей и разработчиков в одной деревне и сказать: "Творите!" Бизнес все сделает и решит для себя сам. Единственное, что можно и нужно делать – оказывать поддержку: финансовую, кредитами, субсидиями, льготами и т.д. Но самое главное – не мешать!
Так что я верю в отечественную продукцию. Но в ближайшие лет 10–15 буду пользоваться иностранной. И ждать, когда придет время заменить на руке швейцарские часы на российские.
А там, глядишь, и бытовую технику и, может быть, даже смартфон. Но этого, наверное, все лет 20 ждать. Научились бы для начала качественный маскарпоне делать.
Проще было бы дожидаться...