Фото: ТАСС/Станислав Красильников
В Москве сегодня проживают 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями, из них 35 тысяч - это дети. Такое заявление сделал глава департамента труда и социальной защиты населения Владимир Петросян на прошедшем в Москве первом съезде московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства.
Как развивается в столице инклюзивное образование, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированной, а в обычной школе - в материале m24.ru.
Помощь
На прошедшем в Москве первом съезде московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства было объявлено, что до декабря в городе заработают десять отделений службы ранней помощи для детей с нарушениями развития.
На данный момент такие службы открываются на базе Городского психолого-педагогического центра. На сегодняшний день в городе работают десять отделений, которые принимают 200 детей. Там дети имеют возможность общаться, развиваться и получать поддержку в кругу педагогов и сверстников.
Специалисты центра работают с детьми, имеющими различные патологии: расстройство аутистического спектра, синдром Дауна, задержку психологического развития и прочие.
Образование
В школе №2095 "Покровский квартал" ребенок с ограниченными возможностями здоровья может учиться в обычном классе, в специальном отделении, или же на дому.
"Эти разные модели возникали постепенно. Самая первая – это то, что сейчас уже называется классической инклюзией, когда вместе со здоровыми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Она у нас появилось в самом начале реализации подобных проектов, в начале 2000-х годов", – рассказывает директор школы "Покровский квартал" Илья Новокрещенов.
1 сентября 2015 года в школе заработало специальное отделение для детей-инвалидов и с детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, дети могут обучаться на дому, из школы к ним приходят учителя.
Диагнозы у ребят, обучающихся в школе самые разные: онкологические заболевания, расстройства аутического спектра, детский церебральный паралич, ограничения по зрению и слуху.
Доступная среда
Школа "Покровский квартал" размещается в трех зданиях. В одном из них уже давно поставили пандусы и сделали подъемники для маломобильных ребят. Специально для детей с ограниченными возможностями этим летом в одном из зданий провели капитальный ремонт.
Учебный процесс
Практически каждый ребенок с ограниченными возможностями учится в школе по адаптивному индивидуальному плану. Дети, которым позволяют возможности их здоровья, а также по договоренности с родителями, могут учиться в обычном классе. Учителя, предметы и учебники для всех детей одинаковые.
При этом, учителя подбирают комфортный и эффективный для ребенка режим обучения. Если нужно – сокращают уроки или их количество, также дети могут посещать школу по особому режиму.
Из-за того, что в специальном отделении дети учатся в небольших группах, учителя в большей степени могут уделить внимание каждому ребенку, который в этом нуждается.
Родители
Сейчас в школе проходит специальное исследование, чтобы понять, как оценивают родители внедрение инклюзивного образования.
Илья Новокрещенов считает, что и без исследований заметно - родители относятся с пониманием.
"Конфликтных ситуаций мы не фиксировали. Какого-то недовольства, высказанного устно или письменно, не было. Полагаю, что родители относятся нормально, потому что все понимают, что, к сожалению, беда может постучаться в любой дом, вот поэтому в целом отношение нормальное", – говорит он.
"Они могут выбрать обучение в классе, в отделении для детей с ограниченными возможностями или на дому. Можно выбрать и темп и ритм занятий, продолжительность, количество и прочее. Родители к этому относятся с благодарностью, потому что еще 5-10 лет назад такой возможности не было. На сегодняшний день они очень позитивно настроены", – отмечает Илья Новокрещенов.
Сами дети, при этом, рады возможности посещать занятия и полноценно общаться.
"Дети с удовольствием посещают школу. Дети есть дети. Они общаются друг с другом, дружат, все как у обычных детей", – уверен директор.
Внеклассные мероприятия
Внутри школы организуются различные мероприятия, в которых участвуют и дети с ограниченными возможностями. Это различные общешкольные концерты и экскурсии.
"У нас на территории школы есть ансамбль "Калинка" - это ансамбль народного танца и они проводили концерт для детей с ограниченными возможностями. Мы приглашаем их на все наши общешкольные мероприятия. Экскурсии, автобусные в том числе, это уже как для всех детей, так и для них", – говорит Илья Новокрещенов.
Дети и педагоги
Безусловно, не всем детям понятно, как правильно общаться и вести себя со сверстником, у которого есть то или иное ограничение по здоровью. В этом детям готовы помочь педагоги.
Илья Новокрещенов отмечает, что практически все педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями, имели опыт работы с ними. Для учителей, которым опыта пока недостаточно, проходит программа повышения квалификации.
Ссылки по теме
- Маломобильные дети будут учиться с остальными в обычных школах - Печатников
- Доступная школа: как развивается инклюзивное образование в столице
- В столице проживают около 34 тысяч детей инвалидов - Батышева
"У нас несколько педагогов, которые сейчас работают в отделении для детей ограниченными возможностями раньше работали в школе надомного обучения, то есть привыкли работать с таким контингентом детей. Так же у нас началась программа повышения квалификации для тех людей, которые работают в отделении с ограниченными возможностями. Повышается квалификация у преподавателей, которые дают ученикам очень высокие результаты, потому что у них зачастую мало опыта общения с такими детьми", – рассказывает Илья Новокрещенов.
Программа повышения квалификации для учителей школы проходит совместно с Окружным центром психолого-педагогического сопровождения и Московским городским психолого-педагогическим университетом.
Она разрабатывается индивидуально под школу и ориентирована на повышение квалификации именно ее педагогам.
Куда обратиться родителям
На сегодняшний день инклюзивное образование реализуют 186 образовательных учреждениях (91 для детей дошкольного возраста и 95 для детей школьного возраста).В них обучаются и воспитываются около тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. В системе образования города Москвы для развития инклюзивной практики созданы 10 окружных ресурсных центров. Они входят в состав Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета.