Фото: tretyakovgallery.ru / Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", 1885 г.
M24.ru запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы пишем о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. На этой неделе – топ-10 самых жестоких и кровожадных картин из собрания Третьяковской галереи.
Фото: tretyakovgallery.ru / Карл Брюллов "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году", 1839-43 г.
Сюжет картины заимствован из русской истории и отражает один из эпизодов Ливонской войны. Брюллов изображает события битвы как общечеловеческую драму. Выбран кульминационный момент осады Пскова, когда дрогнувшие горожане воодушевились, увидев крестный ход, вышедший из города. На картине можно увидеть реальных исторических персонажей, например, воеводу Ивана Шуйского, на погибающем коне. Он указывает на икону Богоматери и мощи святого Всеволода. Брюллов стремился быть точным в исторических деталях: для написания произведения он специально ездил в Псков для "снятия видов", изучал рисунки А.О.Орловского с изображением польских воинов. Однако ему не удалось достичь единства сцены крестного хода и собственно битвы. Видя это, художник охладел к своему замыслу, поэтому виден контраст отдельных проработанных деталей, обобщенных форм и сумбурной композиции.
Фото: tretyakovgallery.ru / Василий Демидов "Предсмертный подвиг князя Михаила Константиновича Волконского", 1841 г.
Сюжет этой картины художник Василий Демидов берет из русской истории Смутного времени, когда в 1608-1610 Лжедмитрий II направил войска на Москву. По дороге польские отряды под предводительством Сапеги осадили Боровск, где воеводой был князь Михаил Константинович Волконский (Михаил Хромой). Когда поляки ворвались в город, воевода заперся в церкви Пафнутьева монастыря и погиб со словами: "Умру у гроба Пафнутия Чудотворца". Эти полумифические-полуреальные события Демидов изображает так, словно пишет картину не про русских воинов и богатырей, а про римских героев: и костюмы и декорации могли бы прекрасно подойти к сюжетам картин Николя Пуссена, в Боровске же такого, очевидно, быть не могло.
Фото: tretyakovgallery.ru / Николай Ломтев "Истребление первенцев египетских", 1858 г.
Картина Николая Ломтева "Истребление первенцев египетских" написана на библейский сюжет, что не так часто встречается в русской живописи. Тем более, она датируется 1858 годом. В этот период , как в европейской, так и в русской живописи, обращение к библейским сюжетам встречается намного реже, чем 100 или 50 лет назад. Картина иллюстрирует события, описанные в Исходе: "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца". Привлекает внимание манера письма художника: многие фигуры не прописаны четко, и расположены очень тесно, из-за чего складывается впечатление динамичной композиции, передающей панику, охватившую жителей земли Египетской.
Фото: tretyakovgallery.ru / Николай Ге "Разрушение иерусалимского храма", 1859 г.
Эта крохотная картина является одной из жемчужин коллекции Третьяковской галереи и эскизом неосуществленной полномасштабной картины "Разрушение Иерусалимского храма Титом". История гласит, что в 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. После этих событий был построен Второй храм, разрушенный римским императором Титом весной 70 года нашей эры. В эскизе проработано лишь несколько фигур на первом плане, а фон и второй план остались лишь в набросках.
Фото: tretyakovgallery.ru / Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", 1885 г.
Царствование царя Ивана Грозного исторически связаны с опричниной и массовыми казнями. Темой картины стал эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева до смерти избил своего сына царевича Ивана. Репин не случайно указывает в названии картины точную дату, ее замысел возник под впечатлением современных художнику событий – убийства императора Александра II 1-го марта 1881 года и казней террористов. Репин писал: "Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности…" Необычайного напряжения достигает психологический контраст героев, почти иконописно спокойного лица царевича и лица царя Ивана, с выкатившимися глазами, в брызгах крови. Красный цвет играет доминирующую роль в картине, он повсюду – от розового на рубахе царевича до глухого бордового на заднем плане. Живописная экспрессия картины исключительна для своего времени, и именно поэтому данное произведение занимает совершенно особое место в истории русского искусства.
Фото: tretyakovgallery.ru / Карл Гун "Сцена из Варфоломеевской ночи", 1870 г.
24 августа 1572 года в Париже началась жуткая резня гугенотов, устроенная католиками и получившая в истории название Варфоломеевская ночь. Известия об этих событиях докатились даже да Руси: царь Иван Грозный также осудил такое обращение с народом и написал своему родственнику, императору Максимиллиану II: "А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил". Карл Гун изображает исторические события в контексте частной драмы и индивидуальных страданий молодой девушки, склонившейся над телом погибшего возлюбленного.
Фото: tretyakovgallery.ru / Василий Верещагин "Апофеоз войны", 1871 г.
Под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью, Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях, выполнил серию картин "Варвары". Ключевое место в этой серии по своей идейной насыщенности занимает картина "Апофеоз войны". Перед зрителем расстилается мертвая, выжженная солнцем пустыня с чахлыми деревцами, вдали – разграбленный город, а в центре – пирамида из человеческих черепов. Такие "памятники" оставлял после себя величайших хан Золотой Орды Тамерлан. Первоначально художник намеревался назвать картину "Триумф Тамерлана", однако предпочел придать ей более масштабное значение, написав на раме: "Апотеоза войны" и добавив: "Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим". Надо сказать, что философский контекст картины и его визуальное воплощение намного опередили свое время.
Фото: tretyakovgallery.ru / Виктор Васнецов "После побоища Игоря Святославича с половцами", 1878 г.
Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. В действительности же, битва закончилась победой кочевников. Картина, по своей сути намного глубже, чем воспевание исторических событий. Она о том, что смерть в битве не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела, ни самого половца: поле усеяно трупами, над которыми вьются коршуны. Природа в картине несет в себе мощную эмоциональную окраску: тяжелые серые облака и алеющее закатное солнце выглядят скорее тревожно, нежели победно и радостно.
Фото: tretyakovgallery.ru / Василий Суриков "Утро стрелецкой казни", 1881 г.
Творчество Сурикова, наряду с живописью Репина, можно считать одной из вершин русской исторической живописи второй половины XIX века. Художника интересуют переломные моменты в судьбе народа. Он говорил: "Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу". Тема этой картины – подавление Петром I стрелецкого бунта 1698 года в Москве и казнь мятежников. В казни принимал участие сам Петр и его приближенные. Суриков намеренно вопреки реальности сближает собор Василия Блаженного и кремлевскую стену, перегружая композицию персонажами и деталями, делая пространство Красной площади тесным, давящим. Это усиливает основную психологическую коллизию полотна – дуэль взглядов Петра и стрельца с рыжей бородой. Картине предшествовало огромное количество эскизов, где художник прорабатывал отдельные портреты героев.
Фото: tretyakovgallery.ru / Генрих Семирадский "Оргия времен Тиберия на острове Капри", 1881 г.
Правление римского императора Тиберия Клавдия Нерона навсегда осталось в истории как время самых жестоких и кровавых оргий и самого необузданного расточительства. "... Этот остров особенно нравился ему потому, что высадиться на него можно было только в одном ... месте и что со всех сторон его окружали высокие и чрезвычайно крутые скалы, а море здесь отличалось глубиной... На Капри до сих пор ещё показывают место, где император производил казни. Отсюда он в своём присутствии приказывал бросать осуждённых в море после долгих и утончённых пыток," – гласят хроники.