Фото: ТАСС / Алексей Филиппов
По статистике, москвичи как жители самого богатого города с самым высоким уровнем потребления чаще других россиян покупают новые вещи, делают ремонт, выбрасывают из дома старую мебель и бытовую технику. При этом в столице до сих пор крайне слабо развит раздельный сбор мусора, практически не работают пункты сдачи старой одежды, переработки отходов, да и утилизационная сфера услуг в целом бездействует. Зачастую мы просто не знаем, что делать с хорошей вещью, которой не пользуемся сами, но и выбросить ее оказывается жалко. Поэтому мы накапливаем хлам, засоряя тем самым личное пространство. M24.ru решил узнать у создателей трех московских стартапов EcoSmart, Свалка и Qlean, занимающихся уборкой, сбором и переработкой вторсырья, насколько захламлены квартиры москвичей и легко ли они расстаются со своим мусором.
Авторы проекта EcoSmart (компания, осуществляющая раздельный сбор мусора):
Фото: ecosmart.link
"Конечно, мы погрязли в вещах: нам сложно от чего-то отказываться, поэтому в квартирах хранится все подряд. Покупаем больше, чем нам нужно для жизни, и обрастаем бесполезными вещами. Могу сказать, что сортировкой мусора сегодня занимаются в основном молодые продвинутые проевропейские настроенные люди, которые видят личную ответственность в том, в каком мире мы будем завтра жить, и понимают, что невозможно все брать от природы и не давать ничего взамен.
Как правило, это средний класс. Так как сейчас мы вывозим мусор только у коммерческих компаний, то люди приносят свой пластик для переработки на работу. Но вообще, мне кажется, москвичи готовы собирать мусор. Вопрос только в пунктах приема и экологическом образовании, которого у нас категорически не хватает. Люди не понимают, для чего это необходимо и как это правильно делать, не знают, какой чудовищный вред наносит природе выброшенная в обычный мусор батарейка, не верят в возможность что-то изменить. Многие думают, что раздельно собранный мусор идет на обычную свалку, а не на перерабатывающие заводы. Люди были бы готовы сортировать мусор, если бы пункты приема были рядом с домом. В Европе все живут по таким правилам, осознавая личную ответственность".
Авторы проекта Svalka, который занимается вывозом накопленного хлама:
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
"Личное пространство москвичей порядком замусорено. Больше всего, конечно, ненужной одежды. Ее много, она дешевая, поэтому у каждого второго клиента большая куча одежды на вынос. Второй вид мусора – вещи с историей: cервиз тетушки на 10 персон, советский комод, его ворсейшество ковер, кучи старых книг – все то, что с одной стороны памятно, но с другой никогда не используется в быту и просто занимает место. Наша целевая аудитория – это кто угодно. Мы вывозим вещи как с Рублевки, так и из спальных районов столицы. Сейчас потребление навязывается всем слоям населения, поэтому у всех есть своя "куча", которую он бережно копит. И мы как раз занимаемся тем, что разгребаем последствия бережливости. Новое поколение старается избавиться от неактуальных вещей, которые копили их родители, бабушки и дедушки.
Часто бывает так, что они делают это без ведома последних, просят приехать "когда мамы не будет дома", объясняя это тем, что расстаться с вещами старшему поколению тяжело. Что касается молодежи, они воспитаны немного по-другому: им не важна история, важно, чтобы каждая следующая вещь была современнее, технологичнее и моднее предыдущей. И в погоне за новинками ни о какой привязанности к ним речи не идет.
Бывает так, что люди не готовы ждать очередь на вывоз и предлагают деньги за срочный наш приезд. Мы предоставляем такую услугу, но это скорее исключение, чем правило. Одна из основных причин популярности сервиса svalka.me – мы все вывозим бесплатно, еще и выдавая небольшую премию за бережливость. Многие из наших клиентов отдают вещи в уже рассортированном виде. Но это скорее вежливость и желание помочь, нежели что-то связанное с сознательной заботой об окружающей среде. В целом, вопросы экологии, сортировки мусора сейчас все еще нечто космическое для рядовых граждан, но мы и другие организации усиленно работаем над просвещением и внедрением в сознание правильных установок на этот счет".
Авторы клинингового сервиса Qlean:
Фото: qlean.ru
Те москвичи, которые пользуются нашим сервисом – в основном прогрессивные современные горожане, осознающие ценность личного пространства и времени. Поэтому там, где нам чаще всего приходится работать, откровенного треша нет, но если попадаем на него, то попадаются притоны в лучших традициях "Реквиема по мечте". В таких квартирах мы не убираем, нам приходится вежливо отказывать клиентам. У нас все-таки в большей степени поддерживающая уборка. Однако много клиентов обращаются к нам с просьбой о "расхламлении" квартир. И теперь мы задумываемся о введении такой услуги.
Наша основная аудитория – современные женщины 25-40 лет, которые ценят свое время и не боятся отдать рутину на аутсорс. В кризис самый главный актив человека – это время. И именно от того, куда ты инвестируешь время зависит ответ на вопрос, сможешь ли ты его пережить. Наши клиенты ценят свое время, и тратить 5-6-7 часов в неделю на уборку для них – уже непозволительная роскошь. Ведь эти часы можно потратить на общение с детьми, досуг или саморазвитие".