Фото: ТАСС/Максим Шеметов
В понедельник, 16 ноября, сразу с двух столичных вокзалов – Ярославского и Курского – были эвакуированы люди в связи с сообщениями о готовящихся там взрывах. На месте ЧП работали кинологи, взрывных устройств там не нашли.
Кроме того, в воскресенье кинологи обследовали все помещения московской гостиницы "Космос" после сообщения о заложенном в здании взрывном устройстве, однако сообщение о бомбе оказалось ложным.
Телефонный терроризм в последние годы распространяется с огромной скоростью – по всей стране ложные сообщения об угрозах взрывов и терактов фиксируются едва ли ни ежедневно.Так, в сентябре полиция проверяла все столичные железнодорожные вокзалы после анонимного сообщения о том, что на одном из них якобы заложена бомба.
В большинстве случаев причиной таких действий называют банальное желание пошутить. Однако ответственность за такие "шутки" предусматривается Уголовным кодексом. В полиции отмечают, что немалая часть преступников стоят на учете у психиатров, причем у них случаются и сезонные обострения.
Согласно статье 207 УК РФ, такие действия квалифицируются как уголовное преступление: "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма".
Статья предусматривает разные виды наказаний, в том числе штраф до 200 тысяч рублей, исправительные работы от года до двух лет, обязательные работы до 480 часов и даже лишение свободы на срок до трех лет. Если "телефонный терроризм" привел к тяжким последствиям или крупному ущербу, то с преступника могут взыскать до миллиона рублей или посадить в тюрьму на пять лет.
Поправки, ужесточающие ответственность, были приняты весной 2014 года. Если "шутник" оказался несовершеннолетним, штраф взимают с его родителей.
Полиция нередко оперативно находит "телефонных террористов", правда, наказания они получают довольно щадящие. Так, в начале июня "телефонный террорист", 11 раз "минировавший" Курский вокзал, был оштрафован на 250 тысяч рублей. А в конце мая 56-летний москвич был осужден за звонок о готовящемся взрыве в одном из отделений Сбербанка. Правда, его приговорили к штрафу всего в 20 тысяч рублей.
По словам Попова, ответственность надо ужесточать, так как звонки "шутников" продолжают поступать в большом количестве. Только за полгода 2015 года пришлось эвакуировать более 60 тысяч человек с транспортных объектов столицы по ложному сообщению о взрывчатке.
Отметим, что речь идет о поправках в Уголовный кодекс, а значит, депутаты Мосгордумы, если они поддержат инициативу об ужесточении наказания для телефонных террористов, должны будут направить ее в Госдуму.
Однако есть и другие случаи. Например, житель Нижегородской области получил 2,5 года тюрьмы за ложное сообщение о готовящемся взрыве. Якутский городской суд приговорил телефонного террориста, сообщившего о "минировании" рынка к одному году лишения свободы. При этом мужчина уже отбывал срок за убийство и звонил из тюрьмы. В Архангельске местный житель за такую "шутку" был приговорен к 10 месяцам исправительных работ, а в Ижевске его "коллега" получил 300 часов общественных работ.
Полиция обязана оперативно реагировать на все звонки, поступающие на пульт дежурного, даже если они понимают, что звонит ребенок. Проверка таких сообщений отнимает много времени и материальных средств. На место предполагаемого теракта выезжают милиция, спасатели, кинологи, пожарные, следователи, специалисты спецслужб.
В полиции также подчеркивают, что современные технические средства позволяют идентифицировать звонящего по спектру голоса. И задержать телефонного террориста удается, даже если он звонит с таксофона.