arts-museum.ru/ Ян Давидс де Хем "Натюрморт с лангустом", 1640-е
По понедельникам, как известно, московские музеи не работают. Но это не значит, что нет возможности знакомиться с прекрасным: специально для понедельников m24.ru запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Теперь вы можете распечатать наш гид и смело отправляться с ним в музей уже во вторник. Сегодня в нашей подборке 10 картин о еде, которые развеют миф о том, что мода на так называемый #foodporn пришла вместе с эпохой Instagram.
Франс Снейдерс "Мясная лавка", 1630е
В отличие от большинства художников современников Снайдерс не вкладывает в свои "Лавки" нравоучительный подтекст и осуждение чревоугодия. Главным для Снейдерса является прославление земных благ, утверждение чувственной полноты плоти. Как и во многих других композициях Снейдерса, в картине содержится намек на три из пяти чувств – обоняние, осязание, вкус. Фигура мясника, судя по сохранившемуся подготовительному рисунку, была написана самим художником. Сегодня соцсети переполнены изображениями стейков и бургеров, которые уж точно ничего не осуждают, а скорее прославляют излишества. А вот снимки мясных лавок в духе Снайдерса действительно редкость.
[html]
[/html]
Ссылки по теме
- 10 неизвестных: самые чувственные произведения искусства в ГМИИ им. Пушкина
- 10 неизвестных: самые жестокие и кровожадные картины Третьяковской галереи
- 10 неизвестных:10 неизвестных: котики из собрания ГМИИ имени Пушкина
Ян Давидс де Хем "Натюрморт с лангустом", 1640е
В голландских натюрмортах XVII века буквально каждый элемент наделялся определенным символическим значением. В основном эти символы имели религиозный смысл или напоминали о бренности бытия и к концу XVII века сформировали своего рода живописный "арго", который понимали художники. Некоторые символы могли иметь сразу несколько значений. Так, лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы мог указывать на Воскресение Христово, а рыба вообще на образ Христа. Сегодня же лангусты и и устрицы – это скорее признак гедонизма и материальной состоятельности.
[html]
[/html]
Питер Клас "Завтрак", 1646
До середины XVII столетия в Голландии не существовало обобщающего понятия для обозначения картин с изображением неодушевленных предметов – их называли по тому, что на них было представлено – "завтрак", "банкет", "курительные принадлежности". Ранние голландские натюрморты обрели свое лицо в Харлеме, где писали главным образом "завтраки" – небольшое число обыденных вещей, собранных на краю стола. Классиком харлемского натюрморта был Питер Клас. Сегодня завтрак с сырничками и кофе не выложил в Сеть только ленивый.
[html]
[/html]
Геррит Виллемс Хеда "Натюрморт. Ветчина на блюде и бокал вина", 1649
В символической системе голландских натюрмортов ветчина означала чувственные радости, опрокинутый серебряный сосуд символизировал земные богатства, стеклянный бокал румер с вином служил традиционными символом воплощения Христа и его искупительной жертвы на кресте, хлеб обозначал Христа, а нож напоминал о смертной природе человека. Данный натюрморт может быть прочитан как религиозный текст, напоминающий о бренности земных радостей и вечности духовных. Сегодня же вся символика абсолютна забыта в пользу визуальной эстетики.
[html]
[/html]
Питер де Пюттер "Рыбы", 1650
Питер де Пюттер может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы. Подобное сужение рамок творчества в начале XVII века было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том, что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и мореплавателей. Сегодня же рыба ассоциируется скорее с Японией, чем с Голландией, и распространившимися по всему миру суши.
[html]
[/html]
Антонио Переда-и-Сальгадо "Натюрморт с часами", 1652
Картина Антонио Переды представляет замечательный образец испанского натюрморта, посвященного теме vanitas или бренности бытия. Здесь явственно чувствуется неумолимое течение времени – центром композиционного построения являются бронзовые часы, поддерживаемые согбенной фигуркой фавна, на конечность земного бытия намекают и грецкие орехи, расколотая скорлупа которых означает телесную смерть. Грецкие орехи фотографируют сегодня, кажется, только адепты здорового питания и суперфудов.
[html]
[/html]
Голландский мастер XVII века "Натюрморт с черепом (Суета сует)", 1655
Натюрморт неизвестного мастера представляет собой стандартный набор символов: череп и потухшая свеча говорят о смерти, хлеб и лангуст – о Христе, лимон – символ неутоленной жажды и земных удовольствий, а чистый лист бумаги – судьба каждого человека. В современном искусстве самым известным черепом стала работа британского художника Демьена Херста "Бриллиантовый череп".
[html]
[/html]
Абрахам Хендрикс ван Бейерен "Натюрморт с кувшином", 1656
Абрахам Хендрикс ван Бейерен известен своими богатыми барочными натюрмортами. Художник родился в Гааге и был основателем гаагской гильдии художников. Все его натюрморты отличаются особым натуроподобием, фотографичностью, ярким колоритом, сильными цветовыми контрастами и необычайно пышными композициями. Сегодня такого рода "барокко" можно увидеть разве что в фото бургеров.
[html]
[/html]
Калф был одним из крупнейших художников натюрморта своего времени. Его мастерство достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих "Роскошных натюрмортов", в композиции которых он включает прекрасные раковины-наутилусы, золотые и серебряные кубки, экзотические фрукты, китайский фарфор, который в то время в Европе считался диковинкой. В Instagram экзотика – это в основном еноты и тайские фрукты, а роскошь – черная икра и автомобили. Поэтому найти похожий натюрморт оказалось крайне тяжело.
[html]
[/html]
Ян Баптист Буль "Натюрморт с петухами и кроликами", 1680
Постепенно четко выстроенный символизм натюрмортов начинает уступать место элементам без определенных интерпретаций. "Натюрморт с петухами и кроликами" художника Яна Баптиста Буля является одним из таких примеров. Если кролика и петуха еще можно как-то вписать в символическую сетку, то растения на втором плане, точно теряют всякий скрытый смысл. Тем более, такой натюрморт, включающий изображения живых существ и живописного фона перестает быть натюрмортом в точном смысле слова.