Новости

Новости

30 ноября 2015, 20:45

Культура

10 неизвестных: самые снежные картины из Третьяковки

Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1881

По понедельникам, как известно, московские музеи не работают. Но это не значит, что нет возможности знакомиться с прекрасным: специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Теперь вы можете распечатать наш гид и смело отправляться с ним в музей уже во вторник. Уже завтра на календарях ноябрь сменится декабрем, а значит, в Москву придет зима. И хотя снега на улицах пока что немного, наша новая подборка как раз о нем.

Василий Перов " Тройка", 1866

Василий Перов " Тройка", 1866

"Тройка" стала самой большой по размеру картиной Василия Перова. Художник выступал с позиции крестьянского "правозащитника": он неоднократно обращался к теме жизни крестьян, в особенности детей и детского труда в своей живописи. Помимо "Тройки", это такие произведения, как, например, "Дети-сироты" (1864), "Проводы покойника" (1865), "Мальчик у мастеровой" (1865). Художник рассказывал, что долго не мог найти натурщика для фигуры центрального мальчика, и центральная часть композиции долго оставалась нетронутой. Своего героя Перов встретил случайно на улице: мальчик шел с матерью, и ему удалось уговорить женщину разрешить написать портрет ее сына. Оказалось, что он остался единственным ребенком вдовы, похоронившей мужа и остальных детей. Через несколько лет к художнику пришла бедная женщина, в которой художник с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что ее сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана меценату Третьякову и отвел женщину в галерею, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет мальчика и подарил его матери умершего Васи.

Алексей Саврасов "Дворик. Зима", 1870

Алексей Саврасов "Дворик. Зима", 1870

Если сравнить картину "Дворик. Зима" с самым известным произведением художника "Грачи прилетели", которое служит символом весны в русской живописи второй половины XIX века, то окажется, что художник всегда точно воссоздает общее ощущение прелести мягкой, пасмурной предвесенней оттепели и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков. Саврасов одним из первых русских художников начинает работать в импрессионистской манере: свободным размашистым мазком кисти он едва намечает формы, в которых зритель безошибочно угадывает силуэты животных, дыма из печной трубы и прочие детали.

Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1881

Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1881

Самая известная картина Василия Сурикова "Боярыня Морозова" была впервые показана на 15-й выставке передвижников 1887 года, после чего была приобретена за 25 тысяч рублей в собрание Третьяковской галереи. Картина была написана в духе историзма, с огромным количеством деталей и подробностей: на ней изображена сцена из истории церковного раскола в XVII веке. С историей Боярыни Морозовой Суриков познакомился в детстве, которое провел в Красноярске, в Сибири, где было много старообрядцев. Там широкое распространение получили рукописные "жития" мучеников старообрядческого движения, включая "Повесть о боярыне Морозовой". Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с черным крылом, которая билась о снег, а образ боярыни был срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища, уже будучи в Москве. Образ был настолько выразительным, что художник смог написать портретный этюд всего за два часа.

Константин Коровин "Зимой", 1894

Константин Коровин "Зимой", 1894

В 1894 – 1895 годах Константин Коровин написал ряд северных пейзажей, среди которых, в частности, были картины "Зима в Лапландии" (1894) и "Геммерфест. Северное сияние" (1894 – 1895). Картину "Зимой" также причисляют к этому циклу. На картине изображена лошадка, запряженная в сани, спокойно стоящая на снегу у деревенской избы. Рядом с ней – голые зимние деревья и покосившийся забор. Вдали, на горизонте, под пасмурным небом видна темная полоса леса. В цветовой гамме картины преобладают различные оттенки серого и белого цветов, в которых можно различить и теплые, и холодные тона, совокупность которых создает эффект перламутрового свечения. В частности, оттенки серого цвета не являются смесью черного и белого, а получены смешиванием контрастных теплых и холодных тонов. Картина впервые экспонировалась на 6-й выставке Московского товарищества художников, проходившей в 1899 году. В 1900 году она была приобретена у Коровина Советом Третьяковской галереи.

Игорь Грабарь "Февральская лазурь", 1904

Игорь Грабарь "Февральская лазурь", 1904

Художник рассказывал, что написал картину практически с натуры. Он был потрясен видом, открывшимся снизу на верхушки берез: "Когда я взглянул… я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба". Свое восхищение художник соединил с импрессионистской живописной манерой: изображение строится из мелькающих рельефных мазков контрастных цветов, благодаря чему кажется, что верхушки берез вспыхивают оранжевым огнем на фоне ярко голубого неба, а стволы и поверхность снега сотканы из радужных оттенков. Созданный на картине образ Игорь Грабарь назвал "фантастическим деревом, деревом-сказкой".

Аполлинарий Васнецов "Скоморохи", 1904

Аполлинарий Васнецов "Скоморохи", 1904

Аполлинарий Васнецов был родным братом художника Виктора Михайловича Васнецова. При этом, в отличие от брата, ставшего известным благодаря своим сказочным и былинным образом, Аполлинарий Васнецов вошел в историю русской живописи как мастер монументальных пейзажей, воспевший природу Урала и Сибирских просторов, а также как создатель историко-бытового жанра, изображающего быт и уклад старой Москвы. На картине "Скоморохи" изображены ряженые и юродивый, которые нарочито противопоставляются друг другу, как исторический конфликт двух различных религиозных воззрений русского человека в сознании и в обрядах русских людей, который сохраняется и по сегодняшний день.

Мстислав Добужинский "Домик в Петербурге", 1905

Мстислав Добужинский "Домик в Петербурге", 1905

Мстислава Добужинского можно назвать певцом урбанистики в русской живописи рубежа XIX-XX веков. "Домик в Петербурге" – одно из самых лирических произведений Добужинского, посвященных теме урбанизма, вторжению в жизнь человека безликой городской агрессивной среды. Деревянный особняк, построенный в стиле ампир, занесенный снегом и увитый паутиной ветвей, несмотря на заброшенный вид, кажется более обжитым, нежели стоящий за ним доходный дом. Этот мрачный каменный призрак с однообразной чередой окон, заслонивший собою небо, напоминает темницу, в которой человек обречен на жалкое прозябание. Образ проникнут тоской по уюту и покою прошлой естественной жизни, вытесненной неумолимыми ритмами стального ХХ века. Изысканная графическая техника придает работе черты японской гравюры. Приглушенные охристые и зеленые оттенки подчеркнуты белыми пятнами снега и мерцающими точками снежинок. Легкая завеса падающих снежных хлопьев смягчает контрасты. Картина наполнена ностальгическим чувством по эстетической гармонии уходящего ХIХ века.

Наталья Гончарова "Зима. Сбор Хвороста", 1911

Наталья Гончарова "Зима. Сбор Хвороста", 1911

Наталья Гончарова стала одной из первых женщин-художниц русского авангарда. Работая в одно время с Михаилом Ларионовым и Петром Кончаловским, Гончарова привнесла в русскую школы живописи дух французского кубизма. Гончарова утверждала, что старается "достигнуть твердой формы, скульптурной отчетливости и упрощения рисунка, глубины, а не яркости красок". Очень простые, обобщенные фигуры словно составлены из отдельных геометрических форм. При этом, фон совершенно не проработан, его словно заволокло метелью, сквозь пелену которой видно лишь несколько елей и изб вдалеке.

Михаил Ларионов "Зима. Времена года", 1912

Михаил Ларионов "Зима. Времена года", 1912

Еще одним художником русского авангарда стал муж Натальи Гончаровой – Михаил Ларионов. В серии "Времена года", состоящей из четырех полотен, художник отказывается от живописной имитации пространства, делая главным мотивом символ – примитивно нарисованную фигурку. Ларионов делит живописное поле на несколько частей, где в одной появляется "человечек" как олицетворение времени года. Здесь – это примитивно решенная обнаженная женская фигурка с шарфом. А внизу – в поделенном на две неравные части пространстве – примитивные "елочки" и трогательная надпись, сообщающая, что "Зима холодная снеговая ветреная Вьюгой окутана закована льдом".

Борис Кустодиев "Масленица", 1916

Борис Кустодиев "Масленица", 1916

Борис Кустодиев – художник, создавший картины, идеально подходящие массового тиражирования, например, на обертках конфет. Он собрал в своих образах все "самое русское", что только можно себе представить. Тройки, церкви, сани – полная энциклопедия русской народной культуры изображена, можно сказать, на одном полотне. "Масленица" – традиционный народный праздник долгожданной встречи весны и проводов зимы с народными гуляниями, цветными шапками и яркими варежками – служит напоминанием о том, что зима, как всегда, скоро сменится весной. До нее осталось всего лишь три месяца.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика