Новости

Новости

02 декабря 2015, 18:34

Культура

Леденящие душу: зимние кошмары, от которых стынет кровь

Кадр из фильма "Кровавый Санта"

Зима – излюбленное время для писателей и режиссеров. Снег и новогодние праздники создают подходящие декорации для необычных, а порой даже пугающих произведений. В этом материале – сюжеты и персонажи, обязанные своим появлением самому холодному времени года.

Джек Торренс ("Сияние")

Кадр из фильма "Сияние"

Пожалуй, самая страшная киношная сцена, которая разворачивается зимой – из фильма "Сияние". В центре сюжета – писатель Джек Торренс, получивший место смотрителя на зимний период в отеле "Оверлук". С собой он привез жену Венди и сына Дэнни.

Постепенно писатель сходит с ума, виной этому – убийства, произошедшие в отеле много лет назад. Их совершил бывший смотритель, расправившийся с женой и дочерьми, а после этого покончивший с собой. Как правильно сказал шеф-повар "Оверлука" Дик, некоторые зловещие события могут оставлять след, как подгоревшие тосты оставляют запах. Теперь одержимым мыслью об убийстве семьи становится Джек.

В финале фильма мы видим, как Венди и Дэнни убегают от него по заснеженному саду-лабиринту на территории отеля. Наверное, не так страшно увидеть кровь, бурным потоком хлынувшую из дверей лифта, чем то, как Венди и Дэнни, утопая в снегу, пытаются спасти свои жизни. Это мы хотя бы можем представить в реальной жизни. Покинуть "Оверлук" им удается на снегоходе. А вот Джеку повезло меньше: он погибает от холода, так и не сумев найти выход из лабиринта.

Мнение эксперта

Зима считается временем засыпания природы, которое метафорически ассоциируется у людей со смертью. Весна – рождение новой жизни, лето – ее расцвет, осень – угасание, а зима – умирание.
Я не исключаю, что Стивен Кинг, по произведению которого Стэнкли Кубрик снял свой фильм, нарочно поместил действие картины именно в зиму. Зима – это пора, когда природа ведет себя агрессивно, сурово. "Сияние" – классический пример той "атмосферности", когда все действие происходит в замкнутом пространстве, в данном случае – в интерьерах опустевшего отеля, где согласилась пожить семья. Зима задает тон всему. Во-первых, она запирает героев, во-вторых, она становится палачом того героя, который оказался одержим. Она определяет его исход. Природа здесь – такой же герой произведения, как и персонаж, блистательно сыгранный Джеком Николсоном.
Иван Кудрявцев
кинокритик

Санта-Клаус

Кадр из фильма "Санта-киллер"

Страшных сказок про злого Деда Мороза нет. Однако его североамериканский коллега Санта-Клаус вполне может похвастаться такими мрачными интерпретациями. Уж сколько фильмов снято про его зловещие дела! Это и "Кровавый Санта", и "Санта-киллер", и "Санта на продажу".

Этот герой в отличие от его доброй версии Рождество и веселье не любит и предпочитает уничтожать всех, кто думает иначе. Например, "Санта-киллер" рассказывает о демоне Клаусе, который давным-давно проиграл спор ангелу и был вынужден приносить людям подарки, радость и хорошее настроение, но все заканчивается тогда, когда истекает срок пари.

Мнение эксперта

Как любая искаженная реальность Санта-Клаус может испугать. Когда добрые и веселые вещи поданы в страшном виде, это создает довольно сильное дополнительное эмоциональное воздействие на зрителя и на автора – его вдохновляет такой переворот. Это такое же проявление классического хоррор-приема, как и, например, клоун в романе "Оно" Кинга.
Иван Кудрявцев
кинокритик

Крампус

Фото: CTK/TASS/Vaclav Pancer/

Не все знают, что у Санта-Клауса есть спутник и антипод – Крампус. Ночь с 5 на 6 декабря названа "Ночью Крампуса" – именно тогда этот покрытый шерстью демон с козлиными рогами и раздвоенными копытами наказывает непослушных детей, которые плохо себя вели в течение всего года.

Крампус пугает несчастных ребят своим длинным заостренным языком, избивает, а потом, согласно легендам и страшным историям, бросает их в мешок и уносит в свое жуткое жилище, чтобы отобедать ими на Рождество.

Крампус, как и любой другой достойный внимания персонаж, давно проник в книги и фильмы, а мамы и бабушки до сих пор продолжают пугать капризных детей этим демоном: "У него есть кнут, и он знает, как им пользоваться!"

Снежная королева

Кадр из фильма "Снежная Королева"

Снежная Королева с ее ледяным сердцем, ледяным дворцом и ледяными осколками выглядит если не устрашающе, то настораживающе точно. Она похищает мальчика Кая, искажает его характер, делает злым и бессердечным.

Королева всесильна так же, как и смерть. Неизвестно, что бы случилось с Каем, если бы не Герда, которая пришла в страшный дворец для того, чтобы спасти брата.

Страх, порожденный этим сюжетом, носит скорее философский характер. Как сделать так, чтобы сердце не охладело, как продолжать радоваться жизни? Уединенная жизнь Снежной Королевы вводит в уныние.

А прототипом Королевы стала оперная певица Йенни Линд, первая любовь прозаика и поэта Ханса Кристиана Андерсена.

Мнение эксперта

Снежная Королева – это символ зимы, стихия, ее нельзя считать доброй или злой, она просто есть. Она не может поступать по-другому. Она сделает холодным то, что было теплым. При этом если Герда любит Кая, а его сердце остыло из-за Снежной Королевы, то это может разжечь в Герде желание спасти брата. Любовь ярче проявляет себя в царстве льда и холода.
Иван Кудрявцев
кинокритик

Гринч

Кадр из фильма "Гринч – похититель Рождества"

Похититель Рождества Гринч – это зеленое, неизвестное науке существо. Обладатель необычной и с некоторых ракурсов пугающей внешности. Фильм – комедия, поэтому персонажа страшным и ужасным можно назвать только благодаря его внешнему облику. Но однажды Гринч пытается продемонстрировать жителям Ктограда свою неприязнь и презрение, украв их любимый праздник – выходка безобразная, но оригинальная.

Но Гринч готов со всеми дружить, если к нему тоже будут хорошо относиться. Однако в стихотворном произведении 1957 года "От д-ра Сойсса – как Гринч украл Рождество" герой предстает хмурым чудовищем.

Кстати, для того чтобы создать образ Гринча, актеру Джимму Керри накладывали грим в течение трех часов каждый день.

Мнение эксперта

Гринч – это больше комический персонаж. Злюка, который смешон в своей злости, ехидстве и коварстве. Если добрый персонаж в конце произведения станет еще добрее, на нас это не произведет никакого впечатления, а если злой становится добрым, как здесь, нам это понравится больше. Художественные произведения, конечно, стремятся производить сильное впечатление на свою аудиторию, потому что интересны любые отклонения от нормального.
Иван Кудрявцев
кинокритик

Наталья Бойкова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика