Новости

Новости

09 декабря 2015, 00:05

Общество

В Госдуме предлагают сажать за онлайн-рекламу суррогатного алкоголя

Фото:PA Photos/ТАСС/Davis Cheskin

В Госдуме предлагают наказывать за рекламу суррогатного алкоголя в интернете, как за его продажу. Об этом рассказал m24.ru председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал.

Сейчас владельцев сайтов за рекламу алкоголя в интернете только штрафуют. Нарушителю грозит штраф до 2,5 тысячи рублей для физических лиц и до 500 тысяч рублей – для юридических.

Ранее российское правительство подготовило "дорожную карту" по подготовке законопроектов, вводящих ответственность за легализацию суррогатного алкоголя и незаконную продажу алкоголя через интернет. Подготовка законопроекта назначена на 1 квартал 2016 года. Согласно статье 238 УК РФ, по которой могут привлечь за фактическую продажу суррогатного алкоголя, предусматривается штраф от 300 тысяч рублей до 2 лет лишения свободы. При смерти пострадавших от такого алкоголя наказание может дойти до 10 лет лишения свободы.

"Если на сайте рекламируется фальшивый алкоголь, например, сделанный из метилового спирта, то нарушитель должен ответственность не как за нарушение закона "О рекламе", а как человек, который умышленно приносит вред здоровью и жизни человека. Таким образом, нужно приравнять рекламу суррогатного алкоголя к его продаже", – пояснил Фургал.

По его словам, сейчас в Госдуме и в профильных ведомствах подготавливается серия поправок, регламентирующих продажу алкоголя в интернете. "Нужно сделать поправки в уголовном кодексе и в законе "О рекламе". При этом нельзя допустить, чтобы пострадали нормальные рекламодатели", – отметил он.

Депутат пояснил, что сейчас владельцы сайтов по продаже алкоголя несут только ответственность за нарушение закона "О рекламе", а к уголовной ответственности привлекают фактических продавцов, которые доставляют "смертельный заказ". "Есть у нас большие пробелы в законодательстве, поэтому нужно внести некоторые уточнения. Сейчас рекламодатели попадают под статью о недобросовестной рекламе, по которому предполагаются всего лишь штрафы, а по факту они намеренно травят людей", – подчеркнул собеседник m24.ru.

Напомним, 26 ноября правительство подготовило "дорожную карту" по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. В рамках концепции предлагается установить ответственность за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом в сети Интернет. Подготовка документов назначена на 1 квартал 2016 года.

Согласно постановлению правительства, продажа алкоголя через интернет запрещена. Из-за того, что запрет введен не законом, а постановлением, некоторые продавцы обходят его, оформляя покупку алкоголя как сопутствующего товара. Однако за производство и продажу суррогатного алкоголя нарушителей можно привлечь к уголовной ответственности. Статья 238 УК РФ предусматривает штраф от 300 тысяч рублей до 2 лет лишения свободы. При смерти пострадавших от "плохого" алкоголя наказание может дойти до 10 лет лишения свободы. Кроме того, согласно 21 статье закона "О рекламе", рекламная информация алкоголя запрещена в интернете, а нарушителей ожидают штрафы до 2,5 тысячи рублей для физических лиц и до 500 тысяч рублей – для юридических.

В последнее время участились случаи отравлений суррогатным спиртным, купленным через интернет. В шести регионах зафиксированы случаи летального исхода. После употребления фальсификата только в Красноярском крае погибли 11 человек, и 30 пострадавших, в том числе пять подростков, находятся в больнице. После таких случаев прокуратура Москвы ввела дополнительные меры для предотвращения торговли контрафактным алкоголем, в том числе через интернет. Специалисты проводят мониторинг сайтов с запрещенной информацией о продаже спиртного. По решению Басманного районного суда уже закрыто 15 электронных ресурсов, на которых можно было приобрести алкоголь. За ужесточении ответственности за продажу алкоголя через интернет высказывалось и руководство Роспотребнадзора. Ведомство подготовило соответствующие нормативно-правовые акты. Однако Минпромторг наоборот предлагал снять запрет на дистанционную продажу алкоголя.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин рассказал, что федеральный закон, который четко пропишет ответственность интернет-магазинов за продажу суррогатного алкоголя, давно необходим. "Дистанционная торговля алкоголем запрещена постановлением правительства в 2007 году, но оно не предполагает ответственности для продавцов суррогатного алкоголя", – отметил он.

По его словам, если приравнять рекламу алкоголя в интернет-магазинах к его продаже, создатели сайтов могут найти лазейки в законе и продолжать реализовывать нелегальный продукт. "Если сейчас эти сайты назовут рекламу выставкой алкогольной продукции, у них есть шанс уйти ответственности, так как ФАС считает, что закон "О рекламе" на выставки не распространяется", – пояснил он.

Шапкин считает, что нужно законодательно прописать понятие "интернет-магазина", чтобы контролировать продажи и пресекать реализацию суррогатных напитков. "Сейчас суррогатный алкоголь может обнаружить только сотрудник правоохранительных органов в режиме "контрольной закупки". И только от работы оперативников зависит, привлекут ли к ответственности самого распространителя, а не курьера, который доставил бутылку", – заключил эксперт.

Руководитель Московского отделения всероссийской общественной организации "Антиалкогольный фронт" Николай Бубнов рассказал, что в Европе интернет-магазины с алкоголем строго лицензируют, и при претензии на качество применяются самые жесткие меры. "Если человек купил алкоголь в интернете и у него после употребления была аллергия, то эта фирма может даже разориться из-за жестких санкций, а производители могут даже сесть за решетку, если покупатель серьезно пострадает", – пояснил он.

По его словам, необходимо проверять каждый сомнительный сайт, чтобы избежать жертв среди населения. "Все эти сайты нужно проверять на наличие качественной продукции, если у организации нет лицензии на торговлю, то это нужно преследовать до факта продажи", – заключил эксперт.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика