Фото: m24.ru/Игорь Иванко
"ОСАГО с доставкой, техосмотр в подарок. Звоните: xxx-xx-xx"; "Ваша карта заблокирована. Подробности по телефону"; "Такси до аэропорта, скидка 10% при заказе в день солнцестояния". Эти и другие SMS врываются в жизнь пользователей мобильных телефонов, оставляя после себя только одно чувство – как будто к тебе на пляже пристал назойливый торговец сладостями.
В России уже работает закон, запрещающий незаконную рассылку сообщений, но полностью избавить россиян от надоедливых SMS он не может. M24.ru пообщалось с участниками рынка и выяснило, как отказаться от этого и настанет ли момент, когда в SMS будет приходить только интересная нам информация.
Что такое SMS-спам и как с ним борются власти
Спамом считается рассылка коммерческой рекламы лицам, не выражавшим желания ее получать. Раньше это были простые SMS, но теперь в тренде – мессенджеры вроде What`sApp, Telegram или Viber.
В качестве одной из мер борьбы можно занести телефон в "черный список", но это не спасает, так как спамеры меняют номера и продолжают рекламную атаку на устройства. При этом операторы связи утверждают, что не имеют технической возможности блокировать спам в интернет-мессенджерах, а работа приложений фактически не регулируется российским законодательством.
Однако летом Общественная палата выразила желание создать агентство, которое займется очисткой мобильных номеров и борьбой со спамом в интернет-мессенджерах. Как тогда рассказал автор инициативы, участник проекта ОП РФ "Перспектива" Денис Калугин, с помощью такого агентства абонент сможет отказаться от любых рассылок, в том числе тех, на которые подписался предыдущий владелец номера.
Сейчас, чтобы остановить поток нежелательных SMS, можно также написать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, которая рассматривает эти дела и штрафует за рассылку SMS-оператора. Как правило, такую рассылку стараются по максимуму блокировать через специальный фильтр, хотя это не всегда получается, потому что недостаточно развито взаимодействие с сотовым оператором, а это их обоюдная ответственность.
Фотогалерея
Как подать жалобу на SMS-спам
Можно написать заявление в антимонопольный орган по месту жительства. При подаче заявления нужно приложить изображение SMS (фотография, скриншот), содержавшего рекламу и пришедшего без предварительного согласия абонента, а также выписку от оператора связи, подтверждающую факт отправки сообщения в определенное время.
Кроме того, необходимо дать согласие на обработку персональных данных: "Я, Ф.И.О., серия и номер паспорта, даю согласие на получение и передачу Московским УФАС России информации о моих фамилии, имени, отчестве, о детализации счета, телефонных соединениях, SMS, иных переданных данных на/от абонентский номер (номер телефона) в сети оператора связи (название оператора связи)".
Обращение можно направить по электронной почте: to77@fas.gov.ru, либо на почтовый адрес ведомства: Москва, Мясницкий проезд, дом 4, строение 1.
Что даст обращение в УФАС
Ведомство рассмотрит обращение и если закон нарушен, на всех участников цепочки может быть наложен штраф. За каждую SMS, присланную абоненту без его согласия, виновнику придется заплатить от 100 до 500 тысяч рублей.
Глава столичного управления ФАС Рачик Петросян в интервью m24.ru отмечал, что жалоб на SMS-спам стало меньше благодаря поправкам в закон, позволяющим операторам ограничивать такие сообщения. "За прошлый год мы получили 800 жалоб, за 11 месяцев этого года – чуть более 500 жалоб. Есть небольшое снижение, но год еще не закончился", – сказал он.
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
Под запрет попадают рассылки, которые отправляют с федеральных номеров – получатель будет видеть не цифры, а название компании. При этом поправки исключают из понятия "SMS-рассылка" сообщения, которые отправляют физические лица с персональных номеров.
Абонент сможет напрямую у оператора попросить прекратить доставку SMS от конкретного отправителя. Рассылка теперь законна только в том случае, если есть прямой договор заказчика с оператором мобильной связи.
Как со спамом борются операторы
Помимо государства, со спамом борются и сами операторы – это в их интересах, иначе они потеряют клиентов.
Tele2
Оператор блокирует несанкционированные рассылки с коротких номеров, владельцы которых не заключили договор с оператором или с SMS-агрегатором. Это позволяет пропускать весь трафик через системы, обеспечивающие фильтрацию сообщений и защиту абонентов.Для борьбы с нежелательными рассылками сообщений Tele2 предлагает своим абонентам воспользоваться услугой "Антиспам": клиенту достаточно отправить бесплатное сообщение на номер 345, указав в тексте имя или номер автора нежелательных SMS (например, 89ххххххххх или Taxi376).
Кроме того, для защиты абонент может подключить услугу "Черный список", которая позволяет избавиться не только от назойливых SMS и рекламных рассылок, но и от нежелательных звонков. В черный список абонент может вносить короткие SMS-номера, текстовые подписи отправителей и мобильные номера отдельных абонентов.
Если абонент хочет оставить жалобу по поводу SMS-спама, он также может обратиться в единый центр по номеру 611 или в "Скорую абонентскую" на сайте tele2.ru
Если вы все же подписались на рассылки – случайно или преднамеренно – обратитесь к компании-отправителю с просьбой отменить рассылки. Также можно воспользоваться услугой "Антиспам".
В целом за 10 месяцев 2015 года количество SMS-спама в сети Tele2 снизилось в 2,5 раза, несмотря на рост абонентской базы.
"Мегафон"
В сети "Мегафон" действует несколько инструментов защиты от спама и мошенничества: например, сервис "SMS-контроль", с помощью которого отправителей нежелательных рассылок можно внести в "черный список". В 2013 году "МегаФон" ввел требования к рассылкам, ограждающие абонентов от ненужной информации, и внедрил федеральную систему "Антиспам".Кроме того, была запущена автоматизированная система сбора и анализа претензий по фактам спама, информация принимается на бесплатный номер 1911, достаточно лишь переслать на него нежелательное сообщение.
Рассказать о мошенничестве можно на специализированном портале "Безопасное общение".
Всего в течение года "МегаФон" заблокировал 931 843 931 спам-сообщений, обработал 98 219 жалоб на короткие номера и 29 206 обращений от абонентов на обычные номера.
"Вымпелком" ("Билайн") от комментариев отказался, а в МТС на запрос m24.ru не ответили.
Фото: ТАСС/Митя Алешковский
Так что на спам можно жаловаться как в ФАС, так и оператору. В антимонопольной службе уточнили, что иногда при рассмотрении жалобы выясняется, что рассылка была законной: клиент сам подписывал договор, в котором был пункт о согласии получать новости компании. Очень часто согласие на получение рассылки содержится в формах на получение скидочной карты в магазине, либо правилах оказания услуг такси. Что делать в таких случаях – в следующей главе.
Повелся на скидку в обувном – получай SMS
Надоедливые и не очень SMS от обувных, цветочных, винных и любых других магазинов – это, как мы уже выяснили, отчасти заслуга клиента, но иногда фирмы сами нарушают закон. В компании-операторе рассылок Devino Telecom m24.ru рассказали, что есть несколько важных условий, которые дают фирме право будить клиента новостями о ликвидации коллекций.
Так, должны быть указаны данные, по которым можно идентифицировать клиента – как правило, это ФИО полностью. Подтвердить желание получать рассылку можно и нужно личной подписью.
Ссылки по теме
- В России установят лимит на сим-карты, подключенные к платежным системам
- Назойливые письма: как бороться с сетевым и мобильным спамом
- Глава УФАС Рачик Петросян: "Водку рекламировали даже на такси"
Кстати, права бомбардировать абонента сообщениями у оператора нет: услуга "мобильная реклама" регулируется оператором связи – не более одного рекламного сообщения в месяц на абонента. Если чаще, это повод пожаловаться оператору или отписаться от рассылки. Частота регулируется рыночными механизмами – например, количеством маркетинговых акций, проводимых в федеральных торговых сетях в тот или иной период (с учетом сезонности того или иного типа бизнеса).
Почему закон не всегда работает
SMS-рассылки, прежде чем попасть от рекламодателя к оператору связи, проходят через нескольких посредников. Наказание должно коснуться всех участников этой цепочки. Сложность в данном случае заключается в том, что иногда выявить конечное лицо, которое отправляет сообщение, невозможно в установленные законом сроки – 30 дней.
К примеру, самый необычный случай из практики ФАС – это цепочка из семи лиц, поучаствовавших в направлении незаконного SMS. Выявление каждого из них может занять до трех недель.
Как говорил член ОП РФ Денис Калугин, "Мы сможем остановить спам только тогда, когда нам совершенно точно будет известно, кому принадлежит номер сотового телефона, с которого нам приходит рассылка, причем как в обычных SMS, так и мессенджерах. Конечно, можно заблокировать конкретный номер телефона, но не факт, что завтра нам не будет приходить рассылка от того же спамера, но с других номеров".
Как мы видим, закон работает, но в силу некоторых уловок не в полную силу. ФАС отмечает, что число нежелательных сообщений снизилось, но пользователи жалуются на то, на что сами и согласились. В общем, папку "Сообщения" можно очистить в несколько движений, но к тому, что там все еще будут появляться ненужные нам SMS, надо быть готовым.