Фото: ТАСС/Виктор Великжанин
Музыка Свиридова всегда будет востребована в России. Композитор никогда не стремился в поле экспериментальной музыки, он писал искренние произведения, доступные для понимания простому слушателю. Фрагмент музыкальной темы из сюиты "Время, вперед!" к одноименному фильму использовался повсеместно: в теле- и радиопередачах, документальных фильмах об индустриализации, о послевоенном периоде страны. Потом он стал позывными вечерних новостей. Музыка к экранизации повести Пушкина "Метель" – один из самых любимых и наиболее часто исполняемых шедевров, созданных Свиридовым.
Творческое наследие Свиридова охватывает разные жанры – от хоровых сочинений до музыки к кинофильмам. В год столетия композитора Московская консерватория и Филармония включили в свои абонементы как всенародно любимые сочинения Свиридова, так и редко исполняемые. Дирижер Владимир Минин как-то сказал: "У Свиридова музыка — это всегда некая икона, к которой человек должен стремиться. Такую музыку нельзя играть каждый день. И нельзя слушать каждый день... Эта музыка должна звучать как откровение".
"Привет, Россия – Родина моя"
16 декабря, Большой зал консерватории
К юбилею композитора Московская консерватория подготовилась основательно и задолго до самой даты – цикл "Все камерно-вокальные сочинения Георгия Свиридова", инициированный заслуженной артисткой России, профессором Еленой Савельевой, идет два сезона. С Георгием Васильевичем ее связывала многолетняя творческая дружба – в конце 90-х они подготовили и записали на радио и телевидении ряд монографических программ, в котором участвовали молодые певцы.
В концерте прозвучат романсы и песни Свиридова, которые исполнят звезды мировой оперы, солисты российских и европейских театров: Елена Зеленская (сопрано), Владимир Чернов (баритон), Анна Викторова (меццо-сопрано), Владимир Байков (бас-баритон), Николай Ерохин (тенор), Алексей Тихомиров (бас). Елена Савельева тоже выйдет на сцену, в качестве аккомпаниатора.
"Россия — лирическая величина…"
16 декабря, Концертный зал Чайковского
Большой симфонический оркестр имени Чайковского, его художественный руководитель Владимир Федосеев в день рождения Свиридова сыграют Сюиту "Время, вперед!". Также в программе концерта "Маленький триптих" и "Поэма памяти Сергея Есенина" (солист – Олег Трофимов).
БСО осуществили премьеры всех оркестровых произведений Георгия Свиридова. Федосеев ни раз говорил, что Свиридов был "человеком необыкновенных знаний, предвидений", не перестает называть его своим "учителем жизни", и его личностные качества дирижер ставит не ниже композиторских. В январе 1998 года, когда пришла печальная весть о кончине Свиридова, Федосеев, не задумываясь, изменил программу очередного концерта в Большом зале консерватории, а год спустя передал в дар Большому залу Московской консерватории бюст Георгия Васильевича работы Михаила Аникушина.
19-го декабря Большой симфонический оркестр даст еще один концерт, посвященный Свиридову, но с другой программой. Как раз здесь можно будет услышать всенародно любимую "Метель" – музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина,а также три кантаты: "Весеннюю", "Снег идет", "Светлый гость".
Закрытие фестиваля "Опера Live"
17 декабря, Филармония-2
Творческим тандемом завершится второй фестиваль, инициированный Василием Ладюком. Сам певец, а также дирижер Александр Ведерников, приготовили не совсем обычный камерный вечер – маэстро возьмет на себя обязанности аккомпаниатора. В программу они включили вокальную поэму на слова Есенина "Отчалившая Русь" и поэму для голоса и фортепиано на слова Александра Блока "Петербург".
[html][/html]
Видео: YouTube/пользователь: MELOMAN MUSIC
Сам Свиридов считал "Отчалившую Русь" одним из самых значительных своих произведений. По структуре это вокальный цикл, но композитор отмечал в дневниках, что позиционирует "Русь" как поэму в двенадцати песнях, где структурообразующей становится размышление о судьбе поэта и родины. Свиридов планировал создать оркестровое произведение, но этот замысл так и остался невоплощенным.
Первое исполнение "Отчалившей Руси", написанной для тенора и фортепиано, не удовлетворило композитора, и он отказался считать его премьерой. Позднее он переработал поэму для меццо-сопрано. 25 апреля 1983 года в Большом зале консерватории Елена Образцова спела ее, и именно эта версия стала единственно значимой для композитора.