Новости

Новости

11 января 2016, 00:05

Общество

Школы Москвы будут участвовать в международных рейтингах качества образования

Фото: m24.ru/ Евгения Смолянская

Качество образования в московских школах со следующего года будут оценивать на международном уровне. Об этом m24.ru рассказал председатель комиссии по образованию Мосгордумы Антон Молев. В авторитетных международных исследованиях по системам PISA, PIRLS и TIMMS результаты столичных школьников учитывались лишь в общем зачете для России, но с 2016 года Москва будет оцениваться в этом рейтинге как отдельный субъект. Таким образом, ученики столичных школ будут конкурировать по качеству знания со школьниками из других мегаполисов мира.

"Это даст возможность эффективнее анализировать, а может быть, и изменить существующую систему образования в Москве. Участие в рейтингах позволит понять, где и на каком уровне мы находимся по сравнению с другими мегаполисами мира. До недавнего времени в таких авторитетных международных исследованиях, как PISA, PIRLS и TIMMS, фигурировала только довольно широкая выборка по России. А уже со следующего года Москва будет фигурировать там как отдельный субъект", – сказал Молев.

Депутат добавил, что по результатам исследований можно будет оценить не только качество образования, но также его доступность и уровень обеспеченности необходимыми современными техническими ресурсами.

Заместитель руководителя департамента образования Виктор Фертман сказал, что необходимые бумаги уже подготовлены. "Эта инициатива связана не столько с желанием Москвы, сколько с рядом технических вопросов. Насколько я знаю, все заявки от Москвы уже поданы", – отметил чиновник.

В пресс-службе департамента не смогли дать оперативный ответ на уточняющие вопросы m24.ru.

PIRLS – международная система исследования качества чтения и понимания текста. Она позволяет выявить, в каких странах школьники быстрее и лучше усваивают прочитанный материал. По результатам 2006 года Россия заняла в этом рейтинге первое место, в 2011 году – второе. Ближайшие соперники – Гонконг, Финляндия и Канада.

Система TIMMS оценивает качество математического и естественноонаучного образования. Исследование проводится раз в четыре года среди учащихся 4-х и 8-х классов школ из разных стран мира. С 2003 по 2011 годы Россия стабильно входила в двадцатку сильнейших, при этом ученики младших классов показывали лучший результат, часто поднимаясь выше десятого места.

По системе PISA ученые оценивают общую грамотность школьников, а также умение применять полученные знания на практике. Традиционно в тесте принимают участие ребята в возрасте 15 лет. Исследование проходит раз в три года, начиная с 2000 года. Россия стабильно держалась в числе лидеров по математике и научной грамотности с 2003 года. А вот по чтению в рамках этого исследования российские школьники показывали далеко не лучшие результаты.

Руководитель центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования Наталья Тарасова считает, что чем больше субъектов будет выступать в исследованиях самостоятельно, тем точнее можно будет оценить качество знаний в стране.

"Россия – большая страна, и качество образования далеко неоднородно. Каждый субъект живет своей жизнью, у каждого – разные ресурсы и возможности. Поэтому логично оценивать их по отдельности, с учетом специфики и потенциала. Так мы увидим картину образования "в разрезе", сможем лучше понять сильные и слабые стороны. И, соответственно, будет более понятно, чего нам не хватает и что в действующей системе образования нужно изменить", - пояснила она.

При этом эксперт отмечает, что уже сейчас есть определенные трудности с оценкой качества образования в России. "Те критерии оценки, те задания, которые закладываются в тесты, не всегда согласовываются с тем, как обучают детей в России. Наша система ориентирована на получение знаний, умений и навыков. В зарубежном опыте больший упор делается на конкретные компетенции. Например, наша начальная школа демонстрирует всегда очень хорошие результаты, в то время как основная школа иногда проваливается", - подчеркнула Тарасова.

Директор столичной школы с углубленным изучением отдельных предметов №1421 Надежда Солощанская считает, что участие в международном исследовании может положительно сказаться на успеваемости школьников.

"Участие в международных тестированиях – это очень высокий уровень. Ученики будут стараться, чтобы показать себя с наилучшей стороны. И если по итогам исследования Москва займет достойное место, то не только престиж школ повысится, но и сами ученики будут чувствовать себя гораздо увереннее. Возможно, в дальнейшем для тех, кто покажет наилучшие результаты, введут какие-нибудь льготы при поступлении в вуз", - сказала она.

Напомним, в декабре председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев рассказал о планах по брендированию столичных школ. Инициаторами выступили сотрудники Школы дизайна Высшей школы экономики. Каждой школе могут предложить создать собственный бренд с уникальным стилем, цветовым и архитектурным оформлением здания. Можно изобразить знаменитых выпускников или оформить внутреннее пространство в спортивной тематике, если школа известна своими достижениями в этой сфере.

Также до конца 2016 года в москвичи смогут посмотреть в интернете, чем питаются их дети в школах и детских садах. Опция станет доступной в личном кабинете на московском портале госуслуг. Родители смогут узнать меню, энергетическую ценность и питательность каждого обеда, которые едят столичные школьники и детсадовцы.

Помимо этого на портале госуслуг Москвы стала доступной электронная запись детей в первые классы. В первый день работы сервиса москвичи записали 62 тысячи детей в школы. При регистрации родители могут выбрать три школы, которые находятся вблизи от дома, зачисление в среднее учебное заведение по месту прописки гарантировано. В остальные – при наличии мест. Для электронной заявки необходимо ввести данные свидетельства о рождении ребенка.

Виталий Воловатов, Никита Щуренков

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика