Валентин Серов "Мика Морозов", 1901
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
19 января исполняется 151 год со дня рождения великого русского художника Валентина Серова, а тем временем выставка в Третьяковской галерее, на которой представлено 250 работ из 25 российских музеев и 4 зарубежных частных коллекций, подходит к концу. Эта неделя – последний шанс познакомиться с его творчеством в полном объеме.
Валентин Серов "Площадь св. Марка в Венеции", 1887
С 9 лет Валентин Серов обучался у Ильи Репина, сначала в Париже, а потом в Санкт-Петербурге. Он с детства был знаком с русской художественной элитой, в том числе и с Мамонтовыми, у которых, еще будучи ребенком, проводил лето в Абрамцеве. В 1887 году после тяжелой болезни он едет в Италию, откуда привозит несколько великолепных этюдов с зарисовками Венеции, одним из которых является "Площадь св. Марка в Венеции". Вернувшись из поездки, он с августа по октябрь проведет в Абрамцеве, где напишет знаменитый портрет "Девочка с персиками".
Валентин Серов "Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой", 1887
Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с "Черным квадратом" Казимира Малевича, является портретом Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Эта работа стала примером русской импрессионистической живописи в силу того, что была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, положенных на холст рядом друг с другом, которые создавали настроение произведения и настраивали зрителя на определенный лад, то есть так, как работали французские импрессионисты, современники Серова. Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе), интерьерной и портретной живописи.
Валентин Серов "Заросший пруд. Домотканово", 1888
Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Валентин Серов был близким другом художника и музейного работника Владимира Дервиза, внука знаменитого барона фон Дервиза, строителя железных дорог в Российской империи и мецената. В Домотканове, помимо портретов членов семейства Дервизов, Серов создает несколько прекрасных пейзажей. Мастер шутливо называл свой заросший пруд "Добиньи-Руссо", указывая, таким образом, на взятую им за образец манеру французских художников Шарля Добиньи и Теодора Руссо, представителей так называемой барбизонской школы, которая была прямой предшественницей французского импрессионизма.
Валентин Серов "Портрет художника К.А.Коровина", 1891
Валентин Серов и Константин Коровин были неразлучными друзьями несмотря на различие в темпераменте: Савва Мамонтов даже шутливо называл их "Коров и Серовин". "Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причесанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной "художественной" небрежностью в костюме," – вспоминал Мамонтов. Эти особенности его типажа Серов попытался передать в портрете, подражая в живописной манере произведения самому Коровину.
Валентин Серов "Татарская деревня в Крыму", 1893
Серов пишет эту картину на пленэре, то есть создавая произведение прямо на открытом воздухе без подготовительных эскизов, так, как делали импрессионисты. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной. В Крым художник приезжал неоднократно: сначала с Ильей Репиным, когда ему было 15 лет, потом с Владимиром Дервизом, а летом 1893 года снимал дачу. Здесь, под впечатлением от местных жителей и природы, он создает "Татарскую деревню в Крыму" и "Ифигению в Тавриде", написанную по сюжету древнегреческой трагедии.
Валентин Серов "Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова", 1898
Современники Серова говорили, что позировать ему опасно, поскольку написанные им портреты обладают особым свойством – они открывают перед человеком оборотные стороны его собственной души, но тем не менее желающих заказать ему портрет от этого не убавлялось. Среди них были крупнейшие государственные деятели, члены императорской семьи, художники, писатели и композиторы. В 1898 году Серов создает портрет русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был показан в числе других работ на вернисаже, организованном Сергеем Дягилевым по случаю открытия музея барона Штиглица в Санкт-Петербурге.
Валентин Серов "Портрет Николая II", 1900
В семье Саввы Мамонтова, в которой Серова с детства считали родным, его называли Тоша – никто уж не помнил почему. Когда же Савву Ивановича арестовали, обвинив в растрате, лишь немногие друзья вступились за мецената, письмо Николаю II передал Тоша, заканчивавший в те дни портрет императора. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Когда портрет был закончен, императрица Александра Федоровна, некогда учившаяся рисовать, решила показать художнику, где надо подправить изображение. Серов молча протянул ей палитру. Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся.
Валентин Серов "Мика Морозов", 1901
Портрет Мики Морозова, сына промышленника и мецената Михаила Абрамовича Морозова, был написан в импрессионистической манере: лицо мальчика было написано очень реалистично, а фон, волосы, руки и одежда едва намечены отдельными размашистыми мазками. При этом сам Мика кажется будто бы "пойманным" художником: Серов схватывает момент, когда мальчик находится в движении и вот-вот сорвется и куда-то побежит. Кстати говоря, впоследствии Михаил Михайлович Морозов станет советским литературоведом, театроведом, педагогом и переводчиком с английского языка, посвятившим всю жизнь изучению творчества Шекспира.
Валентин Серов "Портрет Г.Л.Гиршман", 1907
На портрете изображена Генриетта Леопольдовна Гиршман, жена финансиста и мецената Владимира Осиповича Гиршмана, еще одного представителя русской элиты, в коллекции которого, помимо работ Серова, были "Демон сидящий" Михаила Врубеля, "Праздник в деревне", Кустодиева, "Кукла" Добужинского, "В мастерской художника" Коровина и другие произведения выдающихся русских художников конца XIX века. Генриетта Леопольдовна одета по моде того времени и изображена стоящей возле туалетного столика, что подчеркивает женственность образа. Важную роль играет эффект двойного отражения. В глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели, но и автопортрет художника за работой.
Валентин Серов "Похищение Европы", 1910
Похищение Европы – распространенный сюжет в мировом искусстве, заимствованный из древнегреческой мифологии, о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Агенора Европу, приняв облик быка. Произведение создано под впечатлением от поездки художника в Грецию вместе с Леоном Бакстом. Существуют многочисленные свидетельства того, целью путешествия были работы над росписями, предназначенными для Музея изящных искусств в Москве. Здесь Серов обратился к памятникам крито-микенской культуры и создал картину в духе фресок Кносского дворца с мотивом летающих рыб. При этом также на Серова повлияли художники-символисты и иллюстративные принципы работ Сомова, Добужинского и декоративные работы Бакста. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины.