Фото: goldenmask.ru
Сегодня, 4 февраля, в Москве стартует национальная фестиваль-премия "Золотая маска". Это 22 сезон самого авторитетного театрального смотра России. Первый конкурсант прибыл из провинции – "Пиковая дама" Самарского театр оперы и балета. Коллектив также примет участие в традиционном флэшмобе, который пройдет в рамках проекта "Золотая маска в городе" – музыканты исполнят финальную сцену из "Снегурочки" Римского-Корсакова в зале ожидания Павелецкого вокзала. Будут на фестивале и дебютанты: впервые за награды поборются театры из Серова, Ижевска, Новокуйбышевска.
Публика "Золотой маски" во второй раз сможет выборочно посмотреть спектакли-номинанты в кинотеатрах – прямые трансляции инициированы арт-объединением CoolСonnections при поддержке Министерства культуры РФ. Проект уникален тем, что объединит зрителей в московских залах и в кинотеатрах регионов. Не покидая родного города, они получат возможность посмотреть спектакли из "первого ряда": ракурсы и крупные планы, доступные кинокамерам, позволят разглядеть те детали, которые могут не увидеть даже зрители в партере. В европейской части России и на Урале предусмотрен режим прямой трансляции. В регионах, чье время существенно расходится с московским, спектакли покажут в записи. M24.ru рассказывает о трех постановках в киноафише "Золотой маски".
"Дон Жуан"
Номинации:
- Лучший спектакль в опере
- Опера/работа дирижера: Теодор Курентзис
- Опера/ женская роль: Наталья Кириллова, Надежда Павлова
Фото: goldenmask.ru
Критика сошлась во мнении, что в пермской трилогии "Моцарт – да Понте" постановка Валентины Карраско являет собой образец сложившегося союза между сценическим решением и музыкальной партитурой. Это третий за десять лет подход Теодора Курентзиса к "Дон Жуану": первый случился в зале Чайковского, в формате оперы в концертном исполнении. Интересно, что главную партию пел Симоне Альбергини. Итальянский баритон с энтузиазмом воспринял приглашение Курентзиса вновь примерить на себя образ искателя наслаждений и приехал в Пермь.
Еще одна постановка с участием Курентзиса недолгое время шла на сцене Большого театра. Режиссурой занимался Дмитрий Черняков, в команду солистов вошли Вероника Джиоева, Дмитриос Тилякос, Эдуард Цанга, однако большой любви этот спектакль не снискал. Уже будучи худруком Пермского оперного, Курентзис получил полную свободу творчества и сделал нового "Жуана". Насколько близок он к тому эталону, который держит у себя в голове дирижер? Перфекционизм Курентзиса не знает границ. Так что вопрос остается открытым.
"Татьяна"
Номинации:
- Лучшая работа хореографа: Джон Ноймайер
- Балет/ женская роль: Диана Вишнева
- Балет/ мужская роль: Дмитрий Соболевский
Фото: stanmus.ru
"Татьяна" в постановке руководителя Гамбургского театра Джона Ноймайера появилась на московской сцене всего несколько месяцев спустя после мировой премьеры – для копродукции такие сроки выпусков в разных странах – не регулярная практика, а скорее исключительное событие. Литературная основа балета – пушкинский "Онегин" – была интерпретирована Ноймайером в непривычном ключе: в заглавии вместо скучающего "лишнего человека" Онегина появилась Татьяна. Главная партия предназначалась для Дианы Вишневой, одной из немногих российских балерин, способной детально и глубоко раскрыть психологически сложный образ. В спектакле сны и реальность неотделимы друг от друга, чувственность воплощается через видения и навязчивые мечты. Фантастическое здесь говорит с обыденным. В центре – решительная, зрелая личность.
"Сон в летнюю ночь"
Номинации:
- Драматический театр, лучший спектакль большой формы
- Драма/ лучшая работа режиссера: Иван Поповски
- Драма/ лучшая женская роль: Ирина Горбачева
Фото: goldenmask.ru
Российское культурное сообщество предпочитает широко отмечать позитивные юбилейные даты, поэтому, наверное, к 400-летию со дня смерти Шекспира никакой четкой программы решили не делать. Хватило позапрошлогодней гонки, когда каждая уважающая себя театральная площадка посчитала необходимым почтить память великого барда, поставив что-то из его комедий и трагедий. "Сон в летнюю ночь" в "Мастерской Петра Фоменко" появился под занавес сезона, однако критики, отсрочившие отпуска, успели оценить по достоинству работу Ивана Поповски.
Волшебство здесь творят и молодые "Фоменки" (Серафима Огарева, Ирина Горбачева, Юрий Буторин, Александр Мичков), и представители "золотого" состава труппы театра. Простое пространство с полотнами, свисающими с колосников, преображается с появлением героев, исполняющих фантастические по красоте акробатические трюки. При этом пластическая партитура не противоречит задуманному режиссером психологическому рисунку главных ролей.