Фото предоставлено организаторами
Сергей Чиж Чиграков отмечает 55-летний юбилей двумя большими концертами в Москве и Питере. Несмотря на то, что Чиж в большей степени последователь западной музыкальной традиции, трудно найти другого российского рок-артиста, столь гармонично, виртуозно и одновременно просто адаптировавшего ее к российским реалиям. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев, соблюдая блюзовую традицию, позвонил Чижу как положено – рано утром.
– Однажды мы с друзьями слушали твои песни и пришли к выводу, что почему-то в России почти нет поющих рок-поэтов, не лидеров групп, а фигур вроде Нила Янга, Тома Петти, Боба Дилана. Навскидку назовешь разве что тебя, Никольского и Маргулиса. Может быть, дело в сильной бардовской традиции?
– Вот это вопрос! Ты же меня без ножа режешь этим. Нет, на самом деле их не так мало. Кстати, мы забыли про Градского. Все же начинали как рок-н-ролльщики. Не знаю, это, наверное, не совсем к музыканту вопрос, тут диссертацию нужно защищать специально обученным людям. Ну, бардовская традиция никуда не делась. Я так понимаю, что если брать то, что делаю я, тут меня раздирало с разных сторон. С одной стороны это Владимир Семенович Высоцкий, с другой – битлы, роллинги, если говорить о рок-н-ролльной мелодике. Фиг знает, я никогда об этом не думал, как-то играю себе и не знаю, а что там это такое, как и почему все выходит, не знаю.
Фото предоставлено организаторами
– Ты рок-н-ролльщик, но явно не без симпатии относишься к советским ВИА, в "Вечной молодости" ты обращаешься к Антонову. Как в тебе это совмещается?
– Я все-таки, в первую очередь раньше, да и сейчас – слушаю музыку. Раньше мне это было особенно важно! Я слушал эти песни, исходя из мелодического начала. Хотя, конечно, не отрицал всяких металлистов и так далее. Но всегда для меня была важна мелодия и вокальные данные, и здесь главные – The Beatles. Ну и, конечно, отечественные вокалисты очень хороши были, а какие профессионалы писали песни для них. Как ни крути, а там почти всегда можно напеть любую песню. Тут тебе и мелодия и текст.
– Ну, тексты у ВИА неизменно служили предметом стеба со стороны рок-н-ролльщиков.
– Знаешь, чем старше становлюсь, тем сильнее врубаюсь, что тексты там были вполне нормальные. Отчасти даже философские, типа: "Ветка крупного жасмина забралась в мое окно". Офигенные же стихи! Вот такая каша у меня в голове, как была, так до сих пор и варится. Я абсолютно всеяден, и у меня как-то отторжения не вызывает ничего, кроме современных этих стилей, в которых я ни фига не понимаю. Может, еще время мое не пришло для того, чтобы разобраться в этом.
Фото предоставлено организаторами
– Но и в новых стилях сейчас можно найти что-то интересное, базирующееся на рок-н-ролльных традициях – те же The White Stripes, The Black Keys.
– The White Stripes – это очень хорошо. У меня есть приятель, известный меломан Валери Пастернак (в прошлом редактор русской версии журнала Billboard – авт.) я слушаю всю эту музыку с его легкой подачи. Мы редко встречаемся, но когда это случается, он на меня просто вываливает ворох этих новых ребят. Я их запоминаю, сколько могу, прихожу домой, начинаю искать на виниле и слушаю.
– Известно, что ты давний почитатель винила.
– Да, все-таки виниловые пластинки для меня главнее всего. Я в сети уже давно музыку не слушаю. Качну для ознакомления, если понравилось – покупаю пластинку. Когда какие-то новинки появляются, я их слушаю, ну и как положено нормальному парню – закачиваю себе в плеер, беру с собой на гастроли, и там знакомлюсь. А так, конечно, винил покупаю. Через интернет-магазины вроде e-bay я пластинки не беру, для меня это темный лес. Я не гонюсь в сети за редкостями, просто исхожу из того, что то, что действительно нужно, от меня никуда не уйдет и рано или поздно все равно придет. Я не парюсь по этому поводу. Видишь, какая сейчас эта истерика идет вокруг последнего альбома Дэвида Боуи Black Star. Но у меня-то давно все его любимые пластинки есть. Не скажу, что все английские и оригинальные, но те, что мне нужны. Хотя, скажем, альбомы битлов я предпочту иметь "первого пресса".
Фото предоставлено организаторами
– Твои грядущие концерты проходят под эгидой твоего 55-летия, до этого отмечали двадцать лет творческой деятельности, и проходят они только в Москве и Питере.
– Хорошо, что ты мне сообщил, а то иногда я узнаю об этом, только когда вижу надпись на афише. На гастролях частенько случается, что концерт носит какое-то название. Отыгрываешь, а потом тебя обескураживают люди: "Ваш концерт сегодня назывался так-то". Я: "Да вы что?!" Какой-то специальной подготовки на сегодняшний день не проводится, но я думаю, что 6 февраля мы славно погуляем, 7-го – славно похмелимся с ребятами, а 8-го – плавный переход, а там, может быть, пойдет какая-нибудь подготовка к чему-нибудь. Концерты в Москве и Питере. Не хотите в Москву, кому поближе Питер – приезжайте. Что касается приглашенных ребят, то они, конечно будут. Я могу тебе сейчас сказать кто именно, но тогда это уже будет неинтересно. Хотя ничего сверхъестественного, конечно, не случится. Том Петти не приедет, у него на эти дни все по гастролям расписано. (смеется).
– Насколько тебе важно, что "Чиж & Со" работают практически в одном составе столько лет? Многие лидеры групп наоборот предпочитают ротацию кадров.
– В этом плане я однолюб. Если бы все было нормально, у меня состав вообще никогда бы не менялся. Не очень нам везло с барабанщиками, но все эти годы со мной одни и те же люди. Если мне прямо страсть как хочется записаться с кем-то другим – я могу выступить в качестве приглашенного гостя. Или записать сольный альбом. А так, чтобы ездить по концертам…Не-не, я со своими парнями хочу играть. Мы уже друг друга за двадцать лет изучили так, что на гастролях мы уже давно живем, как дома. Такая семья вторая у нас.
Фото предоставлено организаторами
– Ты наверняка читал книжку "Жизнь" Кита Ричардса, где он неустанно восхищается гитарой, утверждая, что не утратил священного трепета перед инструментом. Ты испытываешь подобный трепет?
– Ну не каждый день точно. Согласись, странно было бы вот так – "Ух ты, Господи, чего это у меня в руке? Гитара?! Ой, блин, что вы говорите? Первый раз вижу!" Нет. Понимаешь, здесь все-таки не в гитаре дело, а в музыке, которая в голове. Ну а что гитара? У меня есть несколько инструментов – электрогитары, акустические. Я не скажу, что они меня прямо удивляют, дескать – ух! – можно еще так. Есть у меня гитара, которую я до сих пор еще не изучил, но это, скорее, из области электроники. Я не из тех парней, которые ищут какие-то новые звуки. Мне выставили звук и сказали: "Вот так будет хорошо". Я говорю: "Хорошо, я запомнил", – и вот так я играю.