Фото:m24.ru/Евгения Смолянская
Генеральный план Москвы вскоре будет обновлен. О том, как преобразится столица до 2025 года, что появится на берегах Москвы-реки, как идет строительство метро за МКАД и что станет с монорельсовой дорогой в интервью m24.ru рассказал и.о. директора института Генплана Москвы Михаил Крестмейн.
– Михаил Германович, в июле этого года планируется внести изменения в генплан Москвы. Поясните, как изменится генеральный план столицы?
– В июле в генплан Москвы внесут изменения, касающиеся ТиНАО – территорий, присоединенных к столице в 2012 году. Действующий план, принятый в 2010 году и рассчитанный до 2025 года, останется неизменным. После расширения Москвы у правительства города было несколько вариантов: либо принимать новый генплан, либо дорабатывать, корректировать существующий. Выбрали вариант – вносить поэтапные изменения в генплан 2010 года.
Сейчас проект изменений подготовлен, прошли публичные слушания. С проектом знакомятся жители ТиНАО на сайте префектуры и вносят свои предложения и замечания. На сегодняшний момент они внесли уже более 60 тысяч замечаний. Их все рассмотрят и самые конструктивные внесут в проект.
Жители ТиНАО пересели бы на общественный транспорт, если бы он был
– Одна из главных проблем в ТиНАО – это неразвитый общественный транспорт, жителям приходится ехать на машинах в столицу и стоять в пробках. Как будет в ТиНАО развиваться общественный транспорт? Появится ли скоростной трамвай?
– Действительно, по данным социологов ВЦИОМ, 30-35 процентов жителей ТиНАО ездят на машинах. При этом больше половины из них пересели бы на общественный транспорт, если бы он был. Так что вопрос развития общественного транспорта – один из самых актуальных. Прежде всего, мы хотим для перевозки жителей использовать потенциал имеющихся железных дорог. По территории ТиНАО проходит Курское направление Московской железной дороги, чуть восточнее – Павелецкое направление, а с запада территории примыкают к Киевскому направлению. Чтобы жители активнее пользовались железной дорогой, мы планируем проложить поперечные линии скоростного трамвая и подвозить пассажиров к железнодорожным станциям.
Всего на новых территориях планируется построить порядка 118 километров трамвайных линий. Из них около 80 километров – линии скоростного трамвая. Первую линию в Новомосковском округе, проложат вдоль дороги Солнцево–Бутово–Видное, которую начнут строить в 2017 году. Ее протяженность составит 20 километров. Вторую поперечную дорогу с трамваем построят в Троицком округе. Ее рабочее название – "Аэропортовская магистраль". Она свяжет два аэропорта – Домодедово и Внуково. Но ее строительство – отдаленная перспектива, после 2020 года.
– А радиальную ветку скоростного трамвая от Москвы до Троицка есть намерение проложить?
– Вариант радиальной ветки возможен, но окончательное решения пока не принято. Сейчас у столичного правительства на строительства этой линии денег нет, однако необходимо предусмотреть для нее коридор при застройке территории. Если запланировать ветку, то ее могут построить через несколько десятилетий. Помимо скоростного трамвая, подвозить пассажиров к железной дороге и к станциям метро будут автобусы, маршрутки.
– Сколько всего нужно построить дорог на территории ТиНАО, чтобы движение здесь стало быстрым и комфортным?
– Построить еще нужно порядка 700 км дорог, включая реконструкцию существующих узких и некачественных сельских дорог. Сегодняшняя дорожная сеть в ТиНАО составляет 600 километров. В ближайшее время планируется построить порядка 150-200 километров дорог преимущественно в Новомосковском округе. В Троицком округе дорог будет пока строиться меньше. В этом году, максимум в следующем, закончится первая очередь реконструкции Калужского шоссе до Троицка.
Наша задача – переориентировать жителей на железнодорожный транспорт
– Какие новые маршруты автобусов планируется запустить в ближайшее время в ТиНАО?
– В ближайшее время новые маршруты появятся от станции метро "Саларьево", которую открыли 15 февраля. Она разгрузит "Юго-Западную" и станет большим транспортно-пересадочным узлом. "Саларьево" находится за МКАДом, вокруг большая свободная территория, поэтому там есть места для подъезда автобусов, маршруток и паркингов. Но вообще наша задача – переориентировать жителей на железнодорожный транспорт, поэтому организуем автобусы до железнодорожных станций Щербинка, Ново-Переделкино. По железной дороге можно быстрее доехать до центра Москвы.
– Однако подмосковные электрички в час-пик бывают переполненными, и люди все равно, несмотря на пробки, предпочитают более комфортабельные автобусы и машины. Как же пересадить пассажиров на электропоезда?
– Нужно строить дополнительные пути, закупать новые вагоны. Правда, железнодорожники говорят, что больше не могут пустить электричек, потому что у железной дороги нет пропускных способностей. Между тем в 1980-е годы по ряду направлений электричек ходило больше, чем сейчас. Поэтому правительство Москвы добивается того, чтобы электрички ходили чаще, были более современными, с Wi-Fi, туалетами и буфетом. Вообще на Киевском, Павелецком, Курском направлениях планируется запустить современные скоростные поезда. Электричка должна стать городским видом транспорта, примерно такой электропоезд ЭС2Г появится скоро на МКЖД.
– Но если рядом со станцией не будет хорошо организованного паркинга, люди из своих автомобилей на электричку или метро никогда не пересядут. Как будет развиваться парковочное пространство вблизи железнодорожных станций и конечных станций метро?
– Исследования показывают, что такие паркинги становятся очень востребованными. Строительство перехватывающих парковок – это совместная работа Москвы и Московской области. Для Москвы важнее, чтобы перехватывающие парковки были не на подъездах к МКАД, а чуть дальше, на территории области.
Сейчас процветает бизнес в Подмосковье среди владельцев домов с участками, расположенных вблизи железнодорожных станций. За определенную цену они дают возможность владельцам машин оставлять их на участке и пересаживаться на электричку. Строить удобные, хорошие паркинги в Московской области необходимо. При этом человека нужно еще стимулировать какими-то бонусами. Например, если он оставляет машину на паркинге, то билет на электричку он может купить со скидкой. Как вариант, можно ввести дифференцированную шкалу оплаты за парковку: чем дальше от Москвы – тем стоянка за сутки дешевле, чем ближе, тем дороже.
- Где будут строиться перехватывающие парковки?
– У всех новых станций метро. Безусловно, парковка будет у "Саларьево", "Румянцево", строящихся станций Кожуховской линии "Косино-Ухтомская", "Салтыковская". Строительство начнется в ближайшие годы: в 2016, 2017, 2018 годах. Отмечу, что город будет строить одноэтажные площадки. На строительство многоуровневых паркингов нет средств. К этому можно привлекать частный бизнес. Например, около "Саларьево" можно разрешить построить большой магазин, но с обязательной автостоянкой для себя и посетителей. Пусть инвестор построит 100 машино-мест для сотрудников и еще 400 – для посетителей. На мой взгляд, город должен разрабатывать этот рычаг. Кстати, в более отдаленной перспективе метро придет в Мытищи. Это большой район, и там тоже построят перехватывающие паркинги.
До Мытищ нужно построить новую линию между Калужской-Рижской линией и Ярославским направлением железной дороги
– Разговоры о строительстве метро до Мытищ начались давно, еще с 1990-х годов. Какие сейчас есть варианты строительства метрополитена до Мытищ?
– Рассматривается несколько вариантов: продление Калужской линии и строительство новой линии. Институт Генплана выступает за отдельную линию. Если мы продлим Калужско-Рижскую линию, то пассажиров на ней значительно прибавится, она будет перегружена. Поэтому мы предлагаем построить новую линию между Калужской-Рижской линией и Ярославским направлением железной дороги. Но не вблизи железной дороги, чтобы не забирать пассажиров. Предлагаем протянуть ветку от Третьего пересадочного контура (ТПК) метро, когда он будет готов.
– А в каком году может появиться метро в Мытищах?
– Точно не в ближайшие два-три года, по городским планам после 2025 года.
– Дальше от Мытищ ветку планируется продлевать, в Королев, Щелково, Пушкино?
– Планы такие есть. В отдаленных планах развития Москвы такие коридоры предусмотрены. Правда, это вопрос не ближайшего времени, даже не 2025 и не 2030 года.
– В какие еще города за пределами МКАД придет метро?
– Линию метрополитена предполагается провести в Зеленоград. Хотя это тоже отдаленная перспектива. Сейчас там первоочередная задача – реконструкция Октябрьской железной дороги. Кроме того, рассматривается вопрос продления Сокольнической линии от станции "Саларьево". Но в ТиНАО важной будет другая ветка - от станции ТПК "Улица Новаторов" на Ленинском проспекте до Коммунарки, которую в будущем, возможно, протянут и до Троицка. Начало ее строительства запланировано на 2020 год. Эта ветка может стать основной транспортной осью для всего ТиНАО.
– Где пройдут новые линии под – землей или на земле? Очевидно, что экономически выгоднее строить легкое наземное метро.
– На этот вопрос сейчас никто не ответит. Опыт Бутовской линии легкого метро показывает, что наземные ветки строить дешевле. Зато затраты на эксплуатацию гораздо выше из-за нашего климата: снега, дождя, мороза, оттепели. Уборка и приведение в порядок платформ и рельсов получается гораздо затратнее.
– А линия метро в Коммунарку будет наземная или подземная?
– Скорее всего, подземная, но мелкого заложения. Ее не обязательно закапывать глубоко. А вот ветку до Бирюлева, которую планируется построить от ТПК через территорию ЗИЛа, придется прокладывать глубоко. В этом районе сложная геология, проблемные грунты, чтобы их обойти, нужно копать глубже. В Бирюлеве о метро мечтают очень давно, еще с 1980-х годов, когда начали строить спальный район. Но тогда не хватило денег.
– Когда начнется строительство ТПК?
– Третий контур уже строится, он разгрузит центральную часть города и будет способствовать освоению новых территорий. Необязательно строить все кольцо сразу, его можно делать частями и постепенно замыкать. От ТПК будут прокладываться другие линии. Сегодня строится Кожуховская линия. Мы планируем построить участок от ТПК до станции метро "Электрозаводская". В будущем году построят Солнцевскую линию и участок до ТПК станции "Мневники".
– Что будет с веткой монорельсовой дороги? В СМИ прошла информация, что ее разберут и построят трамвайные пути.
– Монорельсовую дорогу не разберут. Она будет работать так, как работает сегодня, соединяя ВДНХ и станцию метро "Тимирязевская". Однако перспектив развития у линии нет. Нет возможности тянуть ее ни в Строгино, ни в Бибирево. Поэтому монорельс будет один, замкнутый вид транспорта.
– Построят ли на территории ТиНАО канализационные очистные сооружения?
– Отходы хозяйственно-бытовой канализации из поселений Новомосковского округа будут направляться на Курьяновскую станцию аэрации. В свое время Курьяновские очистные сооружения сделали с колоссальным запасом, их мощности хватит на очистку стоков из районов поселений Мосрентген, Сосенское, Воскресенское, Московский. Из Мосрентгена в Курьяново уже началось строительство большого канализационного коллектора протяженностью 20 километров. Более мелкие канализационные коллекторы строят в поселках Новомосковского округа, они будут соединяться с большим коллектором.
– А как будут очищаться хозяйственно-бытовые отходы поселений Троицкого округа?
– Из Троицкого округа в Москву качать канализацию очень сложно, все-таки большое расстояние, поэтому локальные очистные сооружения в Троицке, Михайлово-Ярцевском, Щаповском будут реконструированы. Кроме того, поселения, находящиеся рядом с Подольском, будут направлять отходы туда. На очистных сооружениях Подольска запас есть, с администрацией города договорились.
– Какие системы в городе нужно привести в порядок в первую очередь?
– Самый насущный сейчас вопрос – мусороудаление. Для города это больная проблема. Вообще, это не наш вопрос, но мы знаем, что департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы сейчас проводит принципиально новую работу по оптимизации сбора и переработки отходов. Наш институт тоже будет участвовать. Мы предложим варианты территорий, где лучше всего проводить переработку. Сегодня в столице три мусороплавильных завода, где мусор прессуется в песок под давлением высокой температуры. Эти заводы находятся в промзонах в Рудневе, Братееве, Алтуфьеве. В Москве больше таких заводов строить не будут.
Но переработку мусора это не отменяет, поэтому есть намерение строить заводы в соседних регионах Центрального федерального округа. Идут переговоры с властями Московской, Рязанской, Владимирской областей. Мы должны просчитать, куда возить будет дешевле, куда – дороже. Работа только начинается, планируем закончить к середине следующего года.
– Как вы считаете, нужно ли в старой Москве для экономии земли создавать многоуровневые паркинги или паркинги на первых этажах жилых домов?
– Сегодня полноценной программы строительства гаражей, парковок в старой Москве не существует. Все-таки правительство города надеется привлечь к этому частных инвесторов. Жилье сейчас строится в основном за счет инвесторов. На мой взгляд, нужно найти рычаги и обязать застройщиков строить подземные парковки с высотой этажа 2,5 метра одновременно со строительством дома. Это удорожало бы квартиру на семь-восемь процентов, но решило бы вопрос с парковкой. Сейчас же человек покупает квартиру, не думая, куда будет ставить машину. А потом ставит ее на газон.
Временные плавающие баржи-паркинги на Москва-реке могли бы использоваться в пиковые нагрузки
– Можно ли использовать акваторию Москвы-реки для плавающих паркингов?
– Это было бы актуальным для каких-то разовых акций в центре города. Например, около гостиницы "Балчуг", Софийской набережной, Крымской набережной, рядом с Центральным домом художника и парком Горького. Выставка Серова вызвала ажиотаж, а машину поставить было негде. Поэтому, на мой взгляд, временные плавающие баржи-паркинги могли бы использоваться в пиковые нагрузки, но не массово, только на каких-то уникальных объектах.
– Как вообще в ближайшие годы будут развиваться прибрежные территории Москвы-реки?
– Самое большое водное пространство на северо-западе. В этом округе сейчас проблемное место – Мневниковская пойма. То, что там происходит сейчас, можно назвать одним словом – помойка. Территория считается особо охраняемой, поэтому запрещали любое строительство, но туда свозили строительный мусор, в результате образовалась огромная свалка. Построили несанкционированные гаражи, в которых жили бомжи. Вроде бы зона отдыха, но там не было ни освещения, ни туалетов. Единственное приличное место – ресторан "Ермак". К слову сказать, он останется. Поэтому было принято решение развивать территорию Мневников. Здесь планируется построить парламентский центр.
Правда, недавно отменили итоги первого конкурса, потому что не смогли выбрать оптимальное архитектурное решение. Возможно, здесь появятся спортивные объекты, новый, красивый парк. Прекрасным толчком для развития территории станут две станции метро ТПК, которые здесь планируется построить до 2020 года, – "Нижние Мневники" и "Терехово".
– Какие еще места благоустроят на северо-западе?
– Химкинское водохранилище. Если со стороны Ленинградского проспекта оно смотрится хорошо, то со стороны северо-запада есть захламленные территории. Их планируют благоустроить, сделать активные зоны отдыха, где можно будет покататься на роликах и велосипедах.
– Давайте "поплывем" дальше по Москва-реке. Как изменится центральная часть акватории?
– Это самая лучшая часть, но здесь тоже есть чем заняться. Будут достраиваться набережные. Например, планируется выровнять и обустроить склон Пресненской набережной от "Сити" в сторону центра. Его засадят травой и цветами, снизу и сверху сделают прогулочные дороги. Вдоль Лужнецкой и Воробьевской набережных достроят велосипедные дорожки. В Южном округе обустроят набережную на территории ЗИЛа, в Нагатинской пойме построят парк развлечений.
Ссылки по теме
- Владимир Жидкин: "У нас нет желания строить что-либо вопреки мнению людей"
- В радиусе 70 км от МКАД запретят вырубку лесов
- 2016 году разработают новый Генплан Москвы]
– Кроме велосипедных дорожек, как будет связан северо-запад и юго-восток города по реке?
– Речными трамвайчиками, как их раньше называли москвичи. Еще в детстве на речных трамвайчиках меня возила бабушка, и мне очень нравилось. С реки Москву видишь совершенно по-другому. Маршрут должен быть проложен по всей городской черте акватории Москвы-реки. Трамвайчики должны ходить регулярно через каждые 15-30 минут, делая периодически остановки.
Намечаем порядка 40 остановочных пунктов. Оплата должна быть по зонам. На остановках необходимо организовать питание, удобные автобусы до метро. На мой взгляд, речной транспорт не нужно делать полноценным городским, он должен оставаться туристическим.
Искусственные холмы на Симоновской набережной - это фантазии
– Как обустроят Симоновскую набережную? Известно, что молодые архитекторы предложили возвести здесь искусственные холмы, защищающие от шума города.
– Ну это фантазии, даже не представляю, как их можно реализовать. А вообще к этому району на территорию ЗИЛа подведут новую линию метро, благоустроят. Какую именно линию туда заведут, пока сказать трудно, мы в поиске. К Чемпионату мира по футболу там проведут реконструкцию стадиона "Торпедо", работы вот-вот начнутся.
– Сейчас определенно не хватает мостов через Москву-реку. Сколько планируется их построить?
- В программе "Москва-река" запланировано порядка 20 мостов. Один из первых мостов будет возведен до 2018 года в районе Марьино от тупиковой улицы Шоссейная с выходом на Каширское шоссе. Кроме того, мост будет построен в районе ЗИЛа. Есть еще вариант моста или тоннеля через Химкинское водохранилище для связи районов Тушино и Левобережный. Два района находятся близко друг к другу, но между ними нет транспортного сообщения. Мост через водохранилище сократил бы расстояние и пробеги транспорта.
Нужен также мост в районе Мневников. Здесь строится Северо-Западная хорда, а существующий мост - узкий с изгибами. Новый мост здесь возведут в самое ближайшее время, его уже сегодня проектируют. По генплану предполагалось построить мост в районе Строгино, но жители района высказались резко против, поэтому отказались.
– Стоит ли Москве отказываться от радиально-кольцевой планировки, которая сейчас создает массу транспортных проблем?
– Радиально-кольцевая планировка не плохая сама по себе. Ее минус в том, что недостаточно было колец при 18 радиальных направлениях. Сейчас мы строим рокады, которые станут поперечными связями. Прямоугольную систему все очень хвалят, но если сделать нормальную радиально-кольцевую с большим количеством колец, то появится тоже больше ячеек – поперечных связей.
– Нужно ли ограничивать этажность зданий в центре, отказываться от небоскребов?
– Закона, ограничивающего этажность, в Москве нет. Сейчас на старую территорию города разрабатываются новые ПЗЗ (правила землепользования и застройки). Весь город будет разбит на 600-800 ячеек, и по каждой ячейке будут даны предложения по предельной плотности застройки, этажности строений. Для ТиНАО такие правила уже разработаны и сейчас обсуждаются вместе с генпланом. Размер одной ячейки будет от 0,1 гектара до пяти–семи гектаров в зависимости от территории.
На каждое будущее строение создадут ландшафтно-визуальный анализ, то есть проанализируют как дом будет смотреться с соседними церквями, памятниками архитектуры. Сама по себе этажность никого не пугает.
Памятник князю Владимиру не должен стоять на Боровицкой площади. Он украсил бы любой парк
– Как вы считаете, памятник князю Владимиру должен стоять на Боровицкой площади?
– Наш институт участия в дискуссии не принимал, но я могу ответить как москвич. Лично я против, чтобы на Боровицкой площади стоял памятник. На мой взгляд, памятник украсил бы любой парк. Например, его можно было бы поставить в Нагатинской пойме или Мневниках после того, как там появится благоустроенная парковая зона.