![](/b/d/nBkSUhL2gFkum8i0PqzJrMCqzJ3w-pun2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=D4Rjwzj4xEgPeP0F68Jhjw.jpg)
Федор Рокотов "Коронационный портрет Екатерины II", 1763
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
В инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка по случаю 280-летия со дня рождения художника Федора Степановича Рокотова. Крупнейший портретист своей эпохи, он был забыт почти на 100 лет, пока Сергей Дягилев не открыл его творчество заново в начале XX века. И теперь именно благодаря его мастерству и таланту, мы знаем, как выглядели главные политические деятели Екатерининской эпохи.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkum8iyPqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=WQeJ_6_HKphv5Nq0CA4Pvw.jpg)
Федор Рокотов "Портрет великого князя Петра Федоровича", 1758
Федор Рокотов стал одним из самых загадочных художников в русской истории. Император и императрица, фавориты, придворные дамы, великие политические деятели и военачальники становились его моделями. Будучи приближенным к Екатерине II человеком, он полвека наблюдал за интригами и скандалами, и, очевидно, знал самые большие тайны императрицы. Но про самого Роктова история не оставила нам практически никаких свидетельств.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkums63PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=z19vRMDflkedo2xARnuW6A.jpg)
Федор Рокотов "Коронационный портрет Екатерины II", 1763
Федор Рокотов учился в Петербурге в только что открывшейся Академии художеств, куда попал по приглашению князя Шувалова в 1757 году. Здесь Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо. Именно Пьетро де Ротари, автор серии прекрасных портретов, названных "Головки", привил Рокотову любовь к камерным образам, абстрактному фону и детальной прорисовке тканей и украшений.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkums6zPqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=6f-gpOqvidRnHzzwLqmI4A.jpg)
Федор Рокотов "Портрет графа Г.Г.Орлова в латах", 1763
Рокотов писал парадные портреты, в которых статус модели, ее высокое положение при дворе, подчеркивались чаще всего через наряд. Таков портрет Григория Орлова, фаворита императрицы Екатерины II. Здесь он изображен в воинских доспехах со знаками отличия, орденами и лентами.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkums22PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=1KNUo25LvKCSMAxCAceXfw.jpg)
Федор Рокотов "Портрет Алексея Бобринского", 1763
Рокотов знал обо всем, что происходило при дворе, но не оставил никаких записей. У его современников мы также не встречаем воспоминаний о нем. Тем не менее, в его посвященности в интриги Екатерины II не остается сомнений. В 1763 году Рокотов пишет портрет незаконнорожденного сына императрицы и Григория Орлова, Алексея Бобринского.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkums21PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=zlsAq3HvtI2RwTA2L5of-Q.jpg)
Федор Рокотов "Портрет неизвестной в розовом платье", 1770-е
В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. Его моделями становятся представители старой московской знати. "Портрет неизвестной в розовом платье" – один из лучших примеров этого периода творчества художника. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета. И хотя это еще далеко не психологический портрет, тончайшие градации цвета воспринимаются как намек на внутреннюю богатую духовную жизнь героини.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkums2zPqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=-6uou06npNeWI0jecyEO9Q.jpg)
Федор Рокотов "Портрет А.П.Струйской", 1772
Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Художнику здесь было важно не конкретное состояние модели, а богатство и красота ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. О Струйской восторженно писал поэт И.М.Долгоруков: "…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней".
![](/b/d/nBkSUhL2gFkumsy1PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=fmj4oe3oUHM-1RwsGx2d9Q.jpg)
Федор Рокотов "Портрет неизвестного в треуголке", 1770-е
Портрет неизвестного в треуголке – одно из самых загадочных произведений Федора Рокотова. Существуют две версии, содержащие предположения о личности героя. Согласно одной из них перед нами портрет графа Алексея Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова. Другая точка зрения основана на данных рентгенограммы, показавшей, что произведение написано поверх изображения молодой женщины, лицо которой полностью сохранено в поздней живописи и без изменений вошло в портрет "неизвестного".
![](/b/d/nBkSUhL2gFkumsy2PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=ZJCsqfJMWF49JCBYNUAVcw.jpg)
Федор Рокотов "Портрет княгини Е.Н.Орловой", 1779
Портрет Екатерины Орловой, законной супруги Григория Орлова, является одним из примеров того, как Рокотов усвоил и переработал стилистические особенности рокайльного портрета Ротари. Образ вписан в овал, внимание художника сосредоточено на лице портретируемого, но, тем не менее, он не забывает и о деталях, точно выписывая складки шелковых тканей наряда.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkumsyzPqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=S5hQsdKgQCk5N2TER6aM-Q.jpg)
Федор Рокотов "Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти", 1785
В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Исчезает та рокайльная дымка, которая придавала образу атмосферу недоговоренности и таинственности. На смену манящей полумгле приходят более отчетливые красочные тона, объемы становятся более определёнными. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. В работах 1780-1790-х годов художник более тщательно выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях, однако скованная мимика и напряженный взгляд отталкивают зрителя. В лицах моделей, выхваченных сфокусированным лучом света из окружающего фигуру полумрака, все чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.
![](/b/d/nBkSUhL2gFkumsyyPqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C_2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM_AtC_QbIk8W7zj1GdwKSGT_w=QjBjSdg8R83HmHDoXZILew.jpg)
Федор Рокотов "Портрет П.Н.Ланской", 1790-е
О последних двадцати годах жизни художника сведений сохранилось немного. Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась. Рокотов был предан забвению на 100 лет, вплоть до грандиозной "Историко-художественной выставки русских портретов" 1905 года в Таврическом дворце, организованной Сергеем Дягилевым, собравшим на нее 2300 произведений.