Эрвин Олаф "Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна", 2012
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.
В ГМИИ открылась выставка "Оммаж Луи Галле" известного голландского фотографа Эрвина Олафа, который стирает границы между живописью и фотографией. Все фотографии серии стали фантазией на сюжет легендарной картины художника XIX века Луи Галле, которая посвящена Нидерландской революции 1568 – 1648 годов. Этот проект, созданный на стыке живописи, фотографии и истории, впервые выставляется в России. Серия Олафа "Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна" состоит из основной композиции, которая является интерпретацией полотна Луи Галле, пяти портретов главных героев и натюрморта, выполненного в стиле ванитас (Vanitas). Также в музее представлены работы из других фотографических проектов Эрвина Олафа.
Фотогалерея
В 2012 году по просьбе дирекции замка Ван Гаасбек в Бельгии фотограф Эрвин Олаф создал оммаж художнику Луи Галле, собственную интерпретацию его легендарной картины "Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна", написанной в 1851 году. В 1568 году, когда Нидерланды еще были испанской провинцией, а по всей Европе бушевали войны католиков с протестантами, Графья Эгмонт и Горн вместе с Вильгельмом Оранским и Филипом Монморанси, организовали протестное движение против разгула инквизиции. Эгмонт и Горн погибли в самом начале революции: они были обезглавлены по приказу испанского короля и стали национальными героями. Их славу укрепили Гёте, Бетховен и Верди, посвятив им свои выдающиеся произведения.
Эрвин Олаф "Капитан Брюссельской королевской гильдии стрелков из арбалета ордена Святого Георгия", 2012
Эрвин Олаф привлек к работе над проектом не только историков, но и стилистов с дизайнерами, которые создали образы персонажей картины Галле, одетых по бельгийской моде того времени. Фотограф проводил кастинг моделей для участия в съемках. Всего было создано семь фотографий, из которых пять представляют портретные изображения отдельных героев. Благодаря гриму, костюмам и парикам современные модели стали буквально копиями своих живописных прообразов.
Эрвин Олаф "Сабина, графиня Эгмонт, вдова графа Эгмонта. Интерпретация", 2012
О Сабине Эгмонт известно не слишком много. Она была дочерью пфальцграфа Иоганна II Зиммернского и Беатрисы Баденской. В 16 лет ее выдали замуж за графа Ламораля Эгмонта. О важности их положения при дворе говорит тот факт, что на свадьбе присутствовали король Испании и император Священной Римской империи Карл V. Брак был очень счастливым. Сабина на коленях умоляла герцога Альбу, чтобы тот сохранил жизнь ее мужу, а после его смерти, когда все имущество было конфисковано, до конца своих дней жила в бедности. Реальные исторические личности – Эгмонт, его супруга и сердца двух его сыновей, которые верой и правдой служили испанской короне, похоронены в бельгийском городе Зоттегеме. Сердце Эгмонта было помещено в специальную скорлупу и возложено на ее могилу.
Эрвин Олаф "Шпион герцога Альбы", 2012
Серия "Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна" стала не первым проектом Олафа, отсылающим к событиям истории Нидерландов. Цикл работ "Осада Лейдена", созданный в 2011 году, отсылает зрителя к важному событию из истории Нидерландов – англо-испанской Восьмидесятилетней войне. Фотограф использует исторические интерпретации как один из способов говорить об актуальных проблемах общества.
Эрвин Олаф "Джоанна, дочь графа Эгмонта. Интерпретация", 2012
О Джоанне Эгмонт неизвестно ничего кроме того факта, что она стала настоятельницей католического монастыря в Брюсселе. На момент смерти отца девочке было пять лет. Что интересно, фотограф работает на грани художественной и коммерческой фотографии. Он сопровождает каждый снимок описанием и перечислением марок одежды и аксессуаров, использованных в сюжете, так как если бы готовил эту серию к публикации в глянцевом журнале.
Эрвин Олаф "Испанский солдат", 2012
9 сентября 1567 года прибывший в Брюссель герцог Альба, которому Филипп поручил подавление волнений, вызвал Эгмонта, Горна и других знатных лиц якобы для совещания и арестовал их. Принцы Оранские, также вызванные Альбой на совещание, предпочли бежать из Брюсселя и возглавить национальное сопротивление испанцам. Эгмонт и Горн были публично обезглавлены на брюссельской Гранд-плас 5 июня 1568 года. Казнь спровоцировала всплеск восстания, положившего начало Нидерландской революции. В картине Луи Галле и на фото Олафа испанский солдат олицетворяет власть короля.
Эрвин Олаф "Натюрморт с сердцем графа Эгмонта. Вариация на тему Vanitas", 2012
Для Гёте, написавшего трагедию "Эгмонт", этот персонаж стал символом свободы. Бетховен в 1810 написал музыку к венской постановке "Эгмонта" по трагедии немецкого поэта, завершив ее "Победной симфонией" в финале. Для Олафа "Натюрморт с сердцем" ставится, с одной стороны, символом всего проекта, а с другой – реверансом в адрес голландской истории живописи, в которой жанр натюрморта играл значительную роль. Как и в картинах старых мастеров, каждый элемент становится символом, обретая дополнительный религиозный и философский смысл. Сердце Эгмонта оказывается в центре композиции и означает вечную любовь, череп и грецкие орехи с расколотой скорлупой означают телесную смерть. Цветы ириса (печаль), песочные часы (скоротечность жизни), змея (зло, обман), надломленный хлеб (духовная пища), книга (мудрость), бабочки (воскрешение) также становятся знаками.
Эрвин Олаф, серия "Свет", 2015
В начале своей карьеры Эрвин Олаф занимался фотожурналистикой и студийной фотографией. На международной арт-сцене он появился в 1988 году, когда за свою эпатажную серию "Шахматист" получил первый приз на конкурсе молодых европейских фотографов. В 2010 году Дом моды Louis Vuitton заказал Олафу серию работ в стиле живописи старых мастеров, которую он осуществил в сотрудничестве с Рейксмузеум (Амстердам). Благодаря узнаваемым стилистическим приемам, а также обладая поистине блистательной способностью создавать образ бренда, Олаф стал востребованным фотографом ведущих глянцевых журналов, таких как Vogue, Grey, Jalouse, New York Times.
Эрвин Олаф, серия "Свет", 2015
Серия "Свет" была создана в 2015 году, когда нидерландский фотограф впервые посетил город Реймс и был впечатлен известняковыми каменоломнями Дома Рюинар, включенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Граффити были созданы в каменоломнях, пробитых на глубине 12 метров под городом Реймс римскими солдатами в эпоху оккупации Галлии, на рубеже I – II веков нашей эры. Эти настенные рисунки неизвестных мастеров, вдохновлявшие Пабло Пикассо и фотографа Брассая, благодаря Олафу стали известны во всем мире. Вся серия "Свет" целиком будет впервые представлена в Париже 9 марта 2016 года.
Эрвин Олаф, серия "Свет", 2015
Осенью 2014 года авторитетное издательство в области фотоискусства Aperture выпустило большой каталог фотографий Олафа, включающий полное собрание его работ от самых первых до самых последних проектов.