Михаил Врубель, Автопортрет, 1882
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.
17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века. Его живопись стала квинтэссенцией русского модерна, а мерцающие сине-лиловые кристаллы, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар сделали его произведения узнаваемыми. Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. Влияние его было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства XX века.
Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет на юридический факультет. Врубель вел богемный образ жизни, но, проучившись в университете, заключительную конкурсную работу так и не защитил. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, увлекался философией Канта и подрабатывал репетиторством. Подружившись с театральным кругом и сблизившись с художественной интеллигенцией, Михаил Александрович поступил в Академию в возрасте 24 лет, то есть в 1880 году. Здесь он знакомится с Репиным и Серовым, что, безусловно, находит отражение в его живописной манере. Главным проектом первого творческого десятилетия Врубеля становится реставрация Кирилловской церкви XII века в Киеве, куда он отправляется по рекомендации профессора Академии Петра Чистякова.
Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, "нечто демоническое" возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон – дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый". По воспоминаниям современников, он утверждал, что вообще "Демона" не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол – "клеветник", а "демон" значит "душа''. Для Александра Блока в этом образе воплотилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке. В колористике врубелевского Демона Блок видел аналогию лермонтовскому: "Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет".
Михаил Врубель, "Гадалка", 1895
Картина "Гадалка" была создана под впечатлением от оперы французского композитора Жоржа Бизе "Кармен". Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме. Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок. Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями. Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик – знак рока и фатума. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны.
Михаил Врубель, "Принцесса Греза", 1896
В том же 1896 году Сергей Юльевич Витте заказал Михаилу Врубелю мозаичное панно для оформления фасада отеля "Метрополь". На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой.
Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе – "Микула Селянинович" – на былинный. "Микула Селянинович" впоследствии стал мотивом мозаичного оформления камина, который, как и нижегородская "Принцесса Греза", хранится в Третьяковской галерее.
Михаил Врубель, "Микула Селянинович и Вольга", 1898–1899
Панно "Микула Селянинович и Вольга" для камина на былинный сюжет Врубель выполнил в технике майолики. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли – это настоящий русский богатырь.
Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе.
Михаил Врубель, "Портрет Н.И. Забелы-Врубель", 1898
Певица Надежда Ивановна Забела-Врубель была женой и музой художника. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы – белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.
Михаил Врубель, "Пан", 1899
Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан – веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. "Пан" Врубеля – скорее, русский леший, в его образе художник выразил душу сумеречной северной природы, пытаясь уловить "интимнейшую национальную ноту". В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души.
Михаил Врубель, "Сирень", 1900
Картина – один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.
Михаил Врубель, "Царевна-Лебедь", 1900
Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова (1900). Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. "Все певицы поют, как птицы, а Надя – как человек!" – говорил о ней художник. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь – существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами.
Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902
Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к "Демону" М.Ю. Лермонтова. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя "демонической" темы, был сыном негероического времени. У "Демона" Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия. Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу. Художник пишет павлиньи перья металлическими лаками, заставляя их сверкать и переливаться на темной поверхности. Павлин, как и феникс, сгорающий и воскресающей из собственного пепла, становится для Врубеля важным символом нетленности и вечности.
Михаил Врубель, "Жемчужина", 1904
Картина "Жемчужина" стала поистине жемчужиной в творчестве художника. Это галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, почти беспредметная живопись, остановившаяся в шаге от "Черного квадрата" Малевича. Но Врубель все-таки гениальный колорист, по его собственным словам, он "утопал в созерцании тонкостей" живописной фактуры."Рисуй целый день и молчи, – говорил он Коровину, приютившему его в своей мастерской. – А вот когда нарисуешь, тогда и рассуждай об искусстве". Когда Коровин привел своего друга, еще никому не известного, в дом Мамонтова, где Репин, сидя за обеденным столом с блокнотом и карандашом, набрасывал портрет хозяйки, Врубель, заглянув в блокнот мэтра, сказал, ошеломив всех своей бестактностью: "Илья Ефимович, а ведь вы рисовать не умеете!" Онемевший Мамонтов вытащил Коровина на террасу: "Костя, кто он такой?" – "Он гений, Савва Иванович, – засмеялся Коровин. – Простите его".