Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий
Феноменально – неделя без летних блокбастеров! Инди-хоррор про неведомо что (отличный, кстати). Мудреный памфлет против репортеров, притворяющийся детективом. Увесистая экранизация французской классики (зато с красивой женщиной в главной роли). Ну и комедия про плюшевого медведя, полная шуток про порно, "Звездные войны" и права человека. Или медведя? Или все-таки человека?
Оно
Вот, пожалуй, лучший хоррор со времен "Ведьмы из Блэр" (ок, со времен "Паранормального явления"). И, как это всегда бывает с фильмами, весь ужас "Оно" совершенно теряется в пересказе. Поэтому – никаких эпитетов и эмоций, только сухой синопсис: несколько меланхоличных подростков из канонической "одноэтажной Америки" (приятно очищенной от примет времени – к примеру, единственный гаджет, которым тут пользуются, это гибрид электронной книги 2010-х и винтажной пудреницы 1960-х) пытаются помочь своей подруге, попавшей в беду.
Беда принимает разные обличья, но, в общем, это мрачная фигура, неотвратимо, со скоростью пешехода, следующая за проклятым, чтобы разорвать его на куски. Проклятье, как ВИЧ, передается половым путем, от него нельзя излечиться – можно только передать его дальше, надеясь что следующий в эстафете окажется не менее удачливым и зло, расправившись с ним, не пойдет по цепочке в обратном направлении. Самое жуткое в фильме то, что этот сценарий – не только очень вольная метафора опасностей любви, но и почти реалистическое изображение симптомов так называемого сонного паралича.
Документальный фильм Родни Ашера "Ночной кошмар", подробно рассказывающий об этом странном психическом феномене выйдет в российский прокат осенью. Но бояться нужно уже сейчас.
Фото: imdb.com
Лицо Ангела
О том, как страшно (бывает) жить, рассказывает и Майкл Уинтерботтом в своем новом фильме, снятом по мотивам реальной газетной истории (расследование убийства английской студентки Мередит Керчер, проведенное журналисткой "Ньюсуика"). Концепция фильма кажется мудреной даже по меркам нашего меда-ориентированного времени – это интерпретация того, как вымышленный кинорежиссер пытается интерпретировать медиа-интерпретацию реального преступления.
Уф! В качестве оправдания своего метода Уинтерботтом использует слова одного из персонажей: "Если хочешь снимать честный фильм, снимай игровое кино. Нельзя рассказать правду иначе как с помощью вымысла". Звучит пугающе, как речь политтехнолога: если бы история убийства Керчер и впрямь не была столь загадочной, что простое следование противоречивым фактам, с оттяжечкой описанным в желтой прессе, заводит в тупик. Не в силах докопаться до истины, Уинтерботтом фокусируется на персонаже Дэниэля Брюля, режиссере, так же растерявшемся перед лицом таблоидного шлака, окружающего эту историю секса и убийства.
То есть как бы намекает нам, что мир полон неведомого, даже если это мир вздорных студенток и тупых репортеров.
Фото: imdb.com
Третий лишний-2
Мрачный кинорепертуар недели явно требует комической разрядки – и вот он, говорящий плюшевый медведь с бульбулятором! Продолжение смешного фильма о трудном выборе между набивным другом детства и брюнеткой немного страдает морализмом (из зала можно смело уходить после того, как героя Марка Уолберга придавит летающей тарелкой), но это ничего.
Фокус конфликта в сиквеле смещается – герой Уолберга где-то за кадром развелся со своей требовательной женщиной и полностью готов тратить все свое время на мишутку Теда. А тому и правда требуется помощь – чиновники отказывают медведю во всех гражданских правах и даже объявляют его не субъектом, а собственностью – как негров полтора века назад! Выходит, Америке еще не все пофигу.
Борьба с сегрегацией плюшевых жителей проходит в веселой и непринужденной обстановке, причем сценаристы дали сильный крен в строну кинематографических шуток и аллюзий, лучшая из которых – сравнение Аманды Сейфрид с одним из фигурантов "Трилогии Колец" (вы и сами догадаетесь, с каким).
Фото: imdb.com
Дневник горничной
Консерваторам, одинаково чуждым как молодежному хоррору, так и молодежной комедии, остается отправиться на крепкую экранизацию классики (из берлинского конкурса, между прочим). Роман Мирбо уже экранизировался Ренуаром и Бунюэлем (моральное разложение буружуа вообще было любимой темой последнего).
На этот раз трактовка более куртуазная – кино сентименталиста Бенуа Жако всегда было больше про чувства, чем про иронию, хотя комедийных сцен классового неравенства тут тоже хватает. История гордой служанки Селестины, которая пытается вскарабкаться по социальной лестнице к счастью, лавируя между туповатым садовником Жозефом, похабным месье Ланлэром и эксцентричным капитаном, живущим по соседству, сыграна Леа Сейду (между прочим – новая девушка Бонда!) так, будто эта трагикомедия нравов разыгрывается прямо сейчас, а не во времена дела Дрейфуса.
Кадр из фильма "Дневник горничной"
Василий Корецкий