Новости

Новости

15 октября 2013, 16:25

Культура

Кинорежиссер Пол Верховен: "Я ненавижу сиквелы"

В кинотеатре "Пионер" прошла встреча с режиссером Полом Верховеном

Голландский режиссер Пол Верховен, снявший "Основной инстинкт", "Робокоп" и другие культовые фильмы, побывал в Москве в рамках фестиваля "Дни Голландии". Встреча именитого кинематографиста с гостями фестиваля прошла на летней площадке кинотеатра "Пионер", где Пол Верховен отвечал на вопросы о свободе самовыражения в кинематографе, отношении к сиквелам и ремейкам, а также рассказывал о тонкостях съемок интимных сцен и грани между эротикой и порно. Поклонникам также посчастливилось узнать, будет ли Верховен снимать продолжение "Основного инстинкта" и экранизировать роман "Азазель" Бориса Акунина. Прямая трансляция встречи режиссера с поклонниками состоялась на M24.ru.

Молодой Верховен: скандалист и историк

Пол Верховен родился в Амстердаме в 1938 году. Будучи студентом и изучая математику и физику, Пол посещал курсы Нидерландской киноакадемии. Тогда он снимал пропагандистские фильмы для морской пехоты Нидерландов, после чего начал работать на телевидении, где делал документальные и игровые короткометражные фильмы. В 1969 году Верховен познакомился с актером Рутгером Хауэром, с которым они выпустили телесериал о похождениях средневекового рыцаря Флориса. До начала 90-х, когда режиссер и актер поссорились, Хауэр снялся во многих фильмах Верховена и даже последовал за ним в Голливуд.

Первыми полнометражными фильмами режиссера стали "Дело есть дело" (1971) о двух амстердамских проститутках и "Турецкие сладости" (1973), из-за которых Верховена записали в скандалисты, обнажающие пороки современного общества и описывающие его шокирующую действительность. Несмотря на это, картина "Турецкие сладости" стала одним из наиболее коммерчески успешных голландских фильмов и была выдвинут на премию Оскар в номинации "Лучший иностранный фильм" в 1973 году.

В 1977 году Верховен снял картину о Второй мировой войне в Нидерландах "Оранжевый солдат". Речь в киноленте идет о героях сопротивления. Но, по словам режиссера, изучая материал для создания картины, он наткнулся на нелицеприятные факты - так называемую "теневую сторону сопротивления". Среди участников сопротивления были предатели, приспособленцы и даже антисемиты. 20 лет он шел к тому, чтобы выразить это на экране. А в 2006 году выпустил фильм "Черная книга", который стал абсолютным рекордсменом по кассовым сборам в Нидерландах и получил 3 высшие национальные кинонаграды "Золотой теленок", в том числе в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер".

"Высадка" Верховена в Голливуде

В середине 80-х Верховен переезжает в США, где начал снимать коммерческие блокбастеры. Его фильмы "Робот-полицейский" и "Вспомнить все" с Арнольдом Шварценеггером получили большой коммерческий успех. Помимо того обе картины были отмечены множеством наград, в том числе и статуэтками Оскара.

Пол Верховен. Фото: ИТАР-ТАСС

В 1992 году на экраны вышел культовый эротический триллер "Основной инстинкт" с Шерон Стоун и Майклом Дугласом.

Не все работы Пола Верховена критики воспринимали благосклонно. Так, кинофильм "Шоугелз" (1995) о мире шоу-бизнеса, хоть он и стал рекордсменом по кассовым сборам, был номинирован на антипремию "Золотая малина" в рекордных 13 категориях и выиграл в семи (в том числе "Худший фильм", "Худшая актриса" и "Худший актерский дуэт"). Отметим, что Верховен стал первым в истории этой премии, кто лично явился получать антинаграду.

После неудачи Верховен обратился к фантастике: в 1997 году он экранизировал знаменитый роман Роберта Хайнлайна, выпустив фильм "Звездный десант", раскритикованный за излишний милитаризм, но имевший сумасшедший успех у зрителей. А в 2000 году выходит "Невидимка" - картина о трагедии ученого, который становится невидимым.

Приблизиться к успеху картин Пола Верховена неоднократно стремились режиссеры, бравшиеся за съемки продолжений его картин. Так на свет появились вторая и третья части "Звездных воинов", и "Основной инстинкт-2". Однако особого успеха и ажиотажа эти картины не вызвали.

"Я терпеть не могу сиквелы, - признался Верховен своим поклонникам, спросившим, не появится ли на свет третья часть триллера. – Когда режиссер снимает сиквел, он уже все знает и чувствует себя в безопасности. Но этого не должно быть: режиссер должен сомневаться, нервничать, птому что любое произведение искусства – это путешествие в неизвестность".

Не выразил режиссер восторга и по поводу ремейков на свои фильмы "Вспомнить все" и "Робокоп". По мнению Верховена, их авторы слишком серьезно отнеслись к материалу, а создатели ремейка на "Вспомнить все" "вообще не поняли, о чем фильм". Также режиссер признался, что при просмотре ремейков на свои картины чувствует себя умершим.

Между тем сам Верховен планирует снять как раз ремейк. Его выбор пал на картину "Двойная страховка" (1944) – это классический фильм-нуар, так называют жанр американского кинематографа 40-50-х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерную для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Фильм выдвигался на "Оскар" по семи номинациям и не взял ни одной, однако был высоко оценен критиками. Именно над этим проектом режиссер сейчас и трудится. Он, правда, не уточнил, когда порадует зрителей своей новой работой.

Фестиваль "Дни Голландии" в Москве

Отметим, что гости фестиваля "Дни Голландии", который проходил в Москве в середине сентября, имели возможность увидеть и голливудские ленты режиссера, и его артхаусные фильмы 1970-80-х годов. Но ретроспективный показ фильмов Верховена и его общение со зрителями – это лишь малая часть программы фестиваля, который проходил на нескольких площадках столицы и стал кульминацией празднования перекрестного года Голландии и России. Помимо этого в столице побывали шедевры голландской живописи, дизайна, музыкального, театрального и сценического искусства, ведущие голландские артисты и коллективы.

Оксана Загребнева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика