Из серии "Палата теней". Однорукий гусь (Shadow Chamber, One Arm Goose, 2004). Фото: rogerballen.com
Безумные рисунки на стенах, сумасшедшие люди, жутковатые куклы, безглазые плюшевые медведи, безобразные бездомные, полумертвые птицы и покалеченные животные – все это Роджер Баллен. Большую выставку американца, который педантично раскрывает самые неприглядные глубины человеческой психологии, 2 апреля в рамках "Фотобиеннале" представили в "Манеже". Путеводитель по пугающе мистической "Стране теней" составил M24.ru.
Его фотографии производят впечатление мрачных фантазий и страшных сказок, а их герои – обитателей какого-то странного, будто бы параллельного, мира. Воображение так и норовит "докрутить" и без того безумные идеи автора, создав образы чего-то совсем уж запредельного. Чего-то столь темного и волнующего, что просто невозможно описать словами.
Из серии "Пансионат" (Boarding House, 2008). Фото: rogerballen.com
Роджер Баллен родился в Нью-Йорке, но своих героев находил (и находит) в Южной Африке, где прожил более тридцати лет. Сначала художник снимал в небольших деревеньках, далеких от всякой цивилизации, а затем "осел" дома, в Йоханнесбурге, убедившись, что и в его окрестностях можно черпать все новые и новые сюжеты для своих фоторабот.
Человеческая психология была интересна Баллену всегда, но путешествие в ее темные глубины он начал не сразу. Сначала Роджер снимал вполне спокойные пейзажи и городские хроники (которым, правда, все равно старался придать мистичности).
Из цикла "Поселение". Комната пенсионера (Dorps. Pensioner’s Bedroom, Hopetown, 1984). Фото: rogerballen.com
Серии "Поселение" и "Деревня"
Роджер Баллен на протяжении многих лет путешествовал по Южной Африке, посещая давно забытые богом городки. Старые дома, мрачные пейзажи, угрюмые жители – в этой серии фоторабот автор не прибегает ни к одному из художественных трюков, которые станут "завсегдатаями" его картин в будущем. "Поселение" и "Деревня" - это не тронутая "пером художника" реальность, хроника истинной жизни южноафриканских провинций, грозящих кануть в лету.
Из цикла "Деревня". Сержант Ф. де Брюн (Platteland, Sergeant F de Bruin, Department of Prisons Employee, Orange Free State, 1992). Фото: rogerballen.com
Впрочем, фотографируя деревенских жителей, Баллен уже делает первые шаги на пути погружения в пугающий, но страшно завораживающий мир людей, балансирующих между нормой и патологией. Правда, пока он еще ничего не выдумывает и не создает "нафантазированного" антуража. Вместо этого Роджер делает предельно простые снимки и фотографирует героев "Деревни" в естественной среде – в их собственных домах, в окружении родных и питомцев.
Из цикла "Деревня". Дрези и Кази, близнецы (Platteland, Dresie and Casie, Twins, Western Transvaal, 1993). Фото: rogerballen.com
Серия "Провинция"
Через какое-то время Баллену, впрочем, становится слишком тесно в строгих границах "чистого" реализма. Если сначала его южноафриканские работы еще можно было кое-как отнести к документальной фотографии, то следующая серия снимков, "Провинция", приобретает куда более художественный оттенок.
Из цикла "Провинция". Ловец котов (Outland, Cat Catcher, 1998). Фото: rogerballen.com
Привнося в чужую реальную жизнь собственные мысли и фантазии, Баллен заставляет зрителя задуматься: кто они, эти люди на фото? Несчастные бедняки или счастливые глупцы? Жертвы, которых "среда заела", или свободные творцы собственных жизней? Здесь приходится подключать уже собственное воображение.
Антураж фотографий, предметы, которые использует автор в кадре – все это обретает собственный смысл, все принимает участие в действиях, производимых героями. "Провинция" выглядит живее "Деревни", но в то же время она и более фантастична. Тут больше личности самого Баллена: он начинает выступать "соавтором" невыдуманной реальности.
Серия "Палата теней"
Сам Роджер Баллен утверждает, что фотографирует настоящее. Его снимки – это отражение глубин человеческого подсознания, своеобразное зеркало психологического "дна". Продолжая творческие изыскания, Баллен все больше становится художником, "задвигая" далеко в прошлое документальную составляющую своего "арт-я". В пространство своих снимков он помещает уже не только героев, их быт и привычные вещи, но также различные другие предметы, играющие роль знаков и символов.
Из серии "Палата теней". Крутящаяся проволока (Shadow Chamber, Twirling Wires, 2001). Фото: rogerballen.com
Фотографии из серии "Палата теней" - это снимки людей и животных, помещенных в замкнутую комнату вместе с разными странными вещицами. Персонажи снимков становятся все более подобны сюрреалистическим декорациям какой-то безумной театральной постановки, которые балансируют между правдой и художественным вымыслом.
Стены комнат, в которые помещает своих героев Баллен, покрыты странными надписями и непонятными рисунками. Впрочем, и без них окружающая обстановка выглядела бы жутковато: она напичкана сломанными жутковатыми куклами, цепями, проволками и много чем еще. Часто для выражения своих идей фотограф "привлекает" также картонные коробки и порванных плюшевых медведей.
Из серии "Палата теней". Голова в штанах (Shadow Chamber, Head inside Shirt, 2001). Фото: rogerballen.com
Серия "Пансионат"
"Это место сложно описать, но я думаю, что оно в том или ином виде существует в голове у большинства людей", - такие слова Баллена предваряют книгу с фотографиями серии "Пансионат", вышедшую в 2009 году.
Из серии "Пансионат". Пафос (Boarding House, Pathos, 2005). Фото: rogerballen.com
Все дальше погружается здесь Роджер в сюрреализм, все более сумасшедшими и мрачными становятся его работы. Наверное, именно в фотографиях, вошедших в цикл "Пансионат", удалось ему проникнуть к самому дну человеческой психологии, выставив на показ ее самые мрачные и темные уголки.
Из серии "Пансионат". Спрятанный (Boarding House, Concealed, 2003). Фото: rogerballen.com
Еще больше жуткий безглазых кукол, страшной настенной графики и людей, чей вид порой искренне ужасает. Впрочем, героев здесь не очень много, а когда они появляются в кадре, то совсем не смотрят в объектив – камеры будто и не существует в том мире, где они живут.
Части тела, обрывки картин, куски железных ножниц – на этих фотографиях почти ничто не удается увидеть "целиком". Фантазии художника становятся еще сюрреалистичней, чем раньше, что позволяет воображению зрителя работать все продуктивней.
Серия "Птичий приют"
Также в "Манеже" представлено несколько фотографий и из самой новой серии автора – "Птичий приют", книга с работами из которой была опубликовала в марте.
Из серии "Птичий приют". Снижение (Asylum of the Birds, Take off, 2012). Фото: rogerballen.com
Здесь уже почти совсем нет людей: Баллен признается, что практически перестал фотографировать их в последнее время. Его работы становятся все абстрактней, художественней и мистичней.
Пожалуй, эта серия – самая пугающая и жуткая, причем как для тех, кто слишком трепетно воспринимает визуальную составляющую фотографии, так и для тех, кому близок символизм. Птицы здесь присутствуют не только живые, но и мертвые, а нагнетающая атмосфера способна подавить даже самую стойкую психику.
Из серии "Птичий приют". Снижение (Asylum of the Birds). Фото: rogerballen.com
На выставке можно увидеть также шестиминутный фильм о "Птичьем приюте", снятый режиссером Беном Кроссманом. Тоже зрелище не для слабонервных: на видео фотограф путешествует по мрачным трущобам, общается с бездомными, которых затем снимает, а еще показывает, как африканские аборигены отрубают птицам головы. В общем, все в стиле Баллена – безумно, сумасшедше, жутковато.
Кстати, Баллен недавно поработал дуэтом с одной очень популярной южноафриканской группой – Die Antwoord. Экстравагантные музыканты отлично нашли общий язык с выдающимся фотографом, который снял для них клип на песню I Fink U Freeky. Несложно догадаться, что здесь тоже присутствуют странные и страшные рисунки (причем не только на стенах, но и на телах и костюмах музыкантов), безумные дети, змеи, львы, насекомые, потроха и невероятные фантастические сцены.Черно-белые снимки Роджера Баллена представлены в "Манеже" не по сериям, а в разнобой, так что прочувствовать его путь от документальной фотографии к арту в полной мере не получится. Зато, путешествуя от одной работы к другой, зритель сможет погрузиться в гнетущую, таинственную и мрачную атмосферу, которой пронизаны все без исключения его работы. Неравнодушных к Баллену среди зрителей не останется: гарантируем.Выставка открыта в Центральном выставочном зале "Манеж" до 9 мая.
Анна Теплицкая