15 марта в рамках фотобиеннале "Мода и стиль в фотографии" в фонде "Екатерина" откроется первая в России ретроспектива культового британского фотографа и кинорежиссера Джима Ли "Остановка сердца". В экспозицию вошли 38 черно-белых снимков, сделанных мастером в 1960-1970 годах и начале 2000-х.
Чувственные, символичные фотографии Джима Ли сложно отнести к жанру fashion в привычном его понимании. Модели на снимках фотографа рассказывают сложные истории – драматичные, ироничные, балансирующие на грани между дозволенным. Недаром сам Джим Ли называет себя скорее режиссером, чем фотографом и утверждает, что главное для него – рассказать историю.
Корреспондент сетевого издания М24.ru побеседовал с Джимом Ли и узнал о символизме в фотографии, съемках The Beatles и его путешествии в компании австралийских аборигенов.
Фотография Джима Ли. Фото: mamm-mdf.ru
- Сколько бы я статей не читала, везде они начинались с фразы "Модный фотограф Джим Ли…", но ваши фотографии трудно назвать "модными" в привычном понимании жанра. Считаете ли вы себя fashion-фотографом?
- Я не считаю себя модным фотографом, несмотря на то, что работаю в сфере моды. Мне важнее рассказать историю, а мода является лишь средством достижения цели. Мне нужно зарабатывать на жизнь, поэтому я использую моду как своего рода инструмент. Многие люди отказываются со мной работать, потому что я недостаточно уважаю их костюмы, платья, одежду. Но есть другие, которые любят со мной сотрудничать, потому что им нравятся мои снимки.
- Ваши работы к тому же очень кинематографичны. Смотришь на них и хочется придумать, что было до и после. И кстати, на экране в зале крутится видео, где эти самые картинки оживают. Этот ролик снимался во время фотосъемок?
- Я считаю себя больше режиссером, чем фотографом. Действительно, я рассказываю историю в фотографиях, поэтому мне интересно фиксировать определенный момент.
Вы очень верно подметили, когда задавали вопрос, что я продумываю, что хочу запечатлеть и снимаю, например, момент, когда девушка бросается в объятия парня. Потом я делаю фильм, где движение можно четко проследить. Но все равно выбираю определенный момент из времени и показываю, как неподвижный снимок.
Фотография Джима Ли. Фото: mamm-mdf.ru
- Некоторые из ваших работ мне особенно запомнились. Например, фотографии, где девушки рядом с лилипутом и слепым человеком. Это противопоставление?
- Это мои самые ранние фотографии. Я был молод, и мне было интересно находить необычные сочетания, которые бы привлекали своей уникальностью. Мне всегда хотелось рассказывать о процессе коммуникации, то есть сочетать несочетаемое. Та девушка и лилипут не подходят друг другу, но они находятся вместе, чтобы вызвать ощущение шока. Ведь по сути, это всего лишь твои представления о том, как должно быть.
- А фотографии на пляже? Где девушка тащит молодого человека. Какой посыл скрывается за этим снимком?
- Этот молодой человек то ли пьян, то ли просто не в совсем нормальном состоянии. Фотография показывает трудность человеческих взаимоотношений. В частности, между парнями и девушками. Это напоминает момент из фильма в стиле "нуар". Там есть конфликт, который нелегко решить. Он говорит о недостатке мужчин или о мужской неполноценности. То же самое можно сказать о фотографии, где рука девушки лежит у нее в трусиках. На заднем плане стоит мужчина, который не может ее удовлетворить. И это опять же имеет отношение к взаимоотношениям.
- Также в экспозиции есть фотография, где на спящую девушку падает луч мягкого света, что производит впечатление сказки, волшебства. Мне это напомнило живописные образы. Откуда вы черпаете свое вдохновение?
- Живопись всегда очень вдохновляет. Художники производят на меня большое впечатление. Причем не какие-то конкретные. Они могут принадлежать к разным эпохам, работать в разное время и в местах.
В живописи меня прельщает ее символизм, абстрактность. На этой конкретной фотографии с девушкой свет производит удивительное впечатление. Он является персонажем работы. Его сила, мощь и тепло вызывают сильные эмоции. А дальше воля зрителя интерпретировать это так, как ему хочется. Может быть, кого-то это натолкнет на ощущение красоты, кого-то – на мысль о сексуальности.
Вообще, в фотографии мне нравится неопределенность и неоднозначность, чтобы зритель мог трактовать работы так, как ему захочется. Всегда, когда мы смотрим на работы, наше воображение выходит за границы снимка. Все зависит от простора фантазии.
Фотография Джима Ли. Фото: mamm-mdf.ru
- Давайте вернемся к началу вашей карьеры, я знаю, что ваш путь начался в Австралии и со съемок концертов, среди которых были выступления The Beatles.
- Когда я приехал в Австралию, там было не очень много англичан. Так совпало, что в тоже время приехали The Beatles. Поднялась дикая шумиха! Я в то время только начал изучать фотографию, и мне разрешили проникнуть в их вагончики. Причем лишь потому, что я был англичанином, и нас было мало.
Вообще, съемка концертов была тогда очень модной, все только начиналось. Мне хотелось быть в струе, хотя на тот момент я уже начинал интересоваться модой. Это был то ли 64-й, то ли 68-й год. Вот я и снимал музыкантов, но не могу сказать, что мне это нравилось, было очень нелегко.
- С какими сложностями вы столкнулись?
- Это была социальная жизнь. Любому парню в определенном возрасте нравится быть частью тусовки, ходить на концерты, знакомиться с исполнителями. Конечно, это было здорово, но я не планировал, что это станет ступенью в карьере. Мне намного интереснее было фотографировать девушек, чем музыкантов.
- Сейчас вы в основном снимаете фильмы. По сути, фотография и кино – это родственные виды искусств...
- Мне всегда хотелось быть больше режиссером, чем фотографом. Конечно, я не говорю о "Рембо" и тому подобных фильмах. Такое кино я никогда не хотел снимать. Даже не задумывался! Мне нравится и хочется снимать арт-хаус, но в сфере модной фотографии больше платят. Однако всегда, когда я снимал, мне хотелось вложить в эти работы определенную художественность. И, если повернуть время вспять, то возможно я бы отказался от каких-то работ в фотографии и снял бы фильм.
Но я люблю фотографию, мне нравится делать ее насыщенной. По сути дела фотография и кино служат инструментом для высказывания. Из фотографии можно сделать фильм – вырезать застывший кадр, а фильм превратить в снимок, разложив его на отрывочки. Эти два жанра всегда идут рука об руку.
Фотография Джима Ли. Фото: mamm-mdf.ru
- Сейчас вы работаете над автобиографическим фильмом о вашей жизни в Австралии. На чем будет сделан акцент? Ведь, когда вы туда уехали, вам было лишь 17!
- Моя жизнь в Австралии была удивительным временем. Когда я туда приехал, то путешествовал в грузовике с аборигенами, представителями коренных народов. Сценарий уже написан. Я планирую найти хорошего режиссера для съемок, а сам буду продюсировать.
Это будет рассказ о жизни. Такое road movie. История о молодом человеке, о том, как он ездит по Австралии и том, что встречает на своем пути. Это путешествие произвело на меня очень сильное впечатление.
Абориген, с которым я путешествовал, был огромным! Он в чем-то напоминал мне отца. Можно даже сказать, что он стал для меня ближе, чем родной отец. Папа был интеллектуалом, все время меня ругал и говорил, что можно делать, а что нельзя. А абориген воспитывал грубыми методами: брал за шиворот, сажал за руль, заставлял вести машину. Он мог положить на ветровое стекло кирпич, а сам уйти спать. Я должен был в таких условиях управлять грузовиком. Это было очень интересное время.
Подготовила Виктория Сальникова