Фото: m24.ru/Александр Авилов
3 июля московская Госавтоинспекция отмечает 80-летие. История подразделения сохраняется на бумаге, видеопленке и в памяти сотрудников. Но есть и более материальный участок истории – это машины Госавтоинспекции, которые хранятся на территории главного здания ГИБДД на Садовой-Самотечной. Какие там есть автомобили, откуда их берут и как восстанавливают, узнал обозреватель m24.ru.
В коллекцию машины попадают разными путями: одни были на балансе подразделений и их потом списали, другие отдали коллекционеры, третьи собирали по частям – где-то нашли кузов, где-то капот.
Вот, например, RAF, или "Рафик": микроавтобус, который выезжал на оформление ДТП, в обычном патрулировании он участия не принимал. Машина служила верой и правдой столичной полиции, а потом ее заменили и она оказалась экспонатом, который, впрочем, в любой момент может выехать на вызов. Вообще все автомобили в коллекции на ходу.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Такие RAF были и передвижными криминалистическими лабораториями, и автомобилями для дежурных частей. Теперь их вполне заменяют фургоны, например, Ford.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Кстати о "фордах": есть в коллекции ГИБДД Crown Victoria, знаменитая полицейская "каравелла" из США. Именно "Виктория" стала первой иномаркой, которую купили для отечественной дорожной инспекции – до этого все было советского производства.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Третий "приезжий" – пожарная машина Magirus. Ее отреставрировали к годовщине Чернобыльской катастрофы (26 апреля 2016 года было 30 лет) – пожарная служба, входившая тогда в систему МВД, внесла большой вклад в ликвидацию последствий аварии. Кстати, в Чернобыле работал и глава столичной Госавтоинспекции Виктор Коваленко.
Фотогалерея
Последняя иномарка в коллекции – грузовик-"медичка" Praga V3S (Vojenska 3tunova Specialni — "военная трехтонная специальная"). Это чехословацкий фургон повышенной проходимости, который умел не то что людей – зенитки возить. В СССР "Прагу" экспортировали с фургоном для медосмотров жителей отдаленных населенных пунктов.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Остальные машины в музее – советские, и тут выделить какую-то одну сложно: они все по-своему уникальны и каждая – символ определенной эпохи. Вот, например, ГАЗ 69 – армейский внедорожник, "папа" ГАЗ-469. Нет боковых стекол, сзади для пассажиров – лавки и вообще полный минимализм, но именно такие машины и нужны были стране после войны.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Или "Москвич"-400 на основе немецкого Opel Cadett – первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования. В России есть даже несколько автомобилей-памятников этой модели — в Челябинске, Белгороде и Хабаровске.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Вместо сирены у "Москвича" был электромеханический ревун, а громкоговоритель нужен был в том числе для пропаганды безопасности движения — через этот ретранслятор инспекторы напоминали о необходимости соблюдения ПДД.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Мечта советского человека, знаменитая "баржа" – все это ГАЗ-24 "Волга". На эти "Волги" возлагали особые функции, в том числе они эскортировали государственных деятелей и знаменитостей.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Другая "Волга" в коллекции – ГАЗ-21. На автомобили ставили громкоговорители, синий проблесковый маячок и сирену. Именно с "Волги" началась яркая желтая окраска (на фото более ранняя версия): до 1962 года машины были темно-синими с красной полосой, с 1962 по 1968 год – бирюзовыми с красной полосой, а как раз с "Волги" – ярко-желтыми с синей полосой. Последний вариант стал наиболее распространенным, потому что именно тогда началась массовая автомобилизация ГАИ: основной парк до этого составляли мотоциклы.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Почти все советские машины участвовали в охране общественного порядка. Когда АвтоВАЗ выпустил свою первую модель – "копейку" – на нее сразу обратили внимание в МВД. Сначала это были стандартные ВАЗ-2101, но с 1972 года завод наладил выпуск ВАЗ-2101−94 с более мощным 1,5-литровым двигателем.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Кроме того, в числе милицейских машин были "Караты" ВАЗ-21015 с двигателем от ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком и точками для установки спецоборудования. В столичной же Госавтоинспекции стоит ВАЗ-21011 "Жигули-1300" – легковушка с более удобными сиденьями и несколько измененными органами управления. Также модификация получила более мощный 69-сильный двигатель.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Нельзя обойти вниманием "Запорожец" – это редкая учебная модель, на нем познавали азы переключения передач простые горожане, а не сотрудники ГАИ, как можно подумать.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Мнение эксперта
Все автомобили, которые у нас восстановлены, соответствуют требованиям, которые к ним предъявляли в то время. Многие машины собирали по частям, причем некоторые детали изготовили специально - их уже не найти. Реставрацией занимаются инспекторы, помогают в этом общественные организации.Эти машины – история, а история такова, что ее надо помнить, надо передавать опыт молодежи. Через пять-десять лет некоторые авто можно попросту потерять, поэтому мы их восстанавливаем и будем продолжать эту работу. Например, скоро у нас будет мотоколяска из фильма "Операция "Ы", сейчас она на покраске.