Новости

Новости

03 июля 2016, 09:20

Общество

Память в металле: какие ретромашины есть у ГИБДД

Фото: m24.ru/Александр Авилов

3 июля московская Госавтоинспекция отмечает 80-летие. История подразделения сохраняется на бумаге, видеопленке и в памяти сотрудников. Но есть и более материальный участок истории – это машины Госавтоинспекции, которые хранятся на территории главного здания ГИБДД на Садовой-Самотечной. Какие там есть автомобили, откуда их берут и как восстанавливают, узнал обозреватель m24.ru.

В коллекцию машины попадают разными путями: одни были на балансе подразделений и их потом списали, другие отдали коллекционеры, третьи собирали по частям – где-то нашли кузов, где-то капот.

Вот, например, RAF, или "Рафик": микроавтобус, который выезжал на оформление ДТП, в обычном патрулировании он участия не принимал. Машина служила верой и правдой столичной полиции, а потом ее заменили и она оказалась экспонатом, который, впрочем, в любой момент может выехать на вызов. Вообще все автомобили в коллекции на ходу.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Такие RAF были и передвижными криминалистическими лабораториями, и автомобилями для дежурных частей. Теперь их вполне заменяют фургоны, например, Ford.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Кстати о "фордах": есть в коллекции ГИБДД Crown Victoria, знаменитая полицейская "каравелла" из США. Именно "Виктория" стала первой иномаркой, которую купили для отечественной дорожной инспекции – до этого все было советского производства.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Третий "приезжий" – пожарная машина Magirus. Ее отреставрировали к годовщине Чернобыльской катастрофы (26 апреля 2016 года было 30 лет) – пожарная служба, входившая тогда в систему МВД, внесла большой вклад в ликвидацию последствий аварии. Кстати, в Чернобыле работал и глава столичной Госавтоинспекции Виктор Коваленко.

Последняя иномарка в коллекции – грузовик-"медичка" Praga V3S (Vojenska 3tunova Specialni — "военная трехтонная специальная"). Это чехословацкий фургон повышенной проходимости, который умел не то что людей – зенитки возить. В СССР "Прагу" экспортировали с фургоном для медосмотров жителей отдаленных населенных пунктов.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Остальные машины в музее – советские, и тут выделить какую-то одну сложно: они все по-своему уникальны и каждая – символ определенной эпохи. Вот, например, ГАЗ 69 – армейский внедорожник, "папа" ГАЗ-469. Нет боковых стекол, сзади для пассажиров – лавки и вообще полный минимализм, но именно такие машины и нужны были стране после войны.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Или "Москвич"-400 на основе немецкого Opel Cadett – первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования. В России есть даже несколько автомобилей-памятников этой модели — в Челябинске, Белгороде и Хабаровске.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Вместо сирены у "Москвича" был электромеханический ревун, а громкоговоритель нужен был в том числе для пропаганды безопасности движения — через этот ретранслятор инспекторы напоминали о необходимости соблюдения ПДД.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Мечта советского человека, знаменитая "баржа" – все это ГАЗ-24 "Волга". На эти "Волги" возлагали особые функции, в том числе они эскортировали государственных деятелей и знаменитостей.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Другая "Волга" в коллекции – ГАЗ-21. На автомобили ставили громкоговорители, синий проблесковый маячок и сирену. Именно с "Волги" началась яркая желтая окраска (на фото более ранняя версия): до 1962 года машины были темно-синими с красной полосой, с 1962 по 1968 год – бирюзовыми с красной полосой, а как раз с "Волги" – ярко-желтыми с синей полосой. Последний вариант стал наиболее распространенным, потому что именно тогда началась массовая автомобилизация ГАИ: основной парк до этого составляли мотоциклы.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Почти все советские машины участвовали в охране общественного порядка. Когда АвтоВАЗ выпустил свою первую модель – "копейку" – на нее сразу обратили внимание в МВД. Сначала это были стандартные ВАЗ-2101, но с 1972 года завод наладил выпуск ВАЗ-2101−94 с более мощным 1,5-литровым двигателем.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Кроме того, в числе милицейских машин были "Караты" ВАЗ-21015 с двигателем от ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком и точками для установки спецоборудования. В столичной же Госавтоинспекции стоит ВАЗ-21011 "Жигули-1300" – легковушка с более удобными сиденьями и несколько измененными органами управления. Также модификация получила более мощный 69-сильный двигатель.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Нельзя обойти вниманием "Запорожец" – это редкая учебная модель, на нем познавали азы переключения передач простые горожане, а не сотрудники ГАИ, как можно подумать.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Мнение эксперта

Все автомобили, которые у нас восстановлены, соответствуют требованиям, которые к ним предъявляли в то время. Многие машины собирали по частям, причем некоторые детали изготовили специально - их уже не найти. Реставрацией занимаются инспекторы, помогают в этом общественные организации.

Эти машины – история, а история такова, что ее надо помнить, надо передавать опыт молодежи. Через пять-десять лет некоторые авто можно попросту потерять, поэтому мы их восстанавливаем и будем продолжать эту работу. Например, скоро у нас будет мотоколяска из фильма "Операция "Ы", сейчас она на покраске.

Полковник полиции Юрий Дроганов
Замначальника УГИБДД ГУ МВД России по Москве

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика