Новости

Новости

14 октября 2017, 20:00

Климт, Шиле и Цай Гоцян: главные выставки осени в ГМИИ

Венский музей Альбертина представил в ГМИИ им. А.С. Пушкина 96 рисунков важнейших художников начала XX века − Густава Климта и Эгона Шиле. Выставка открылась 10 октября в здании Галереи искусств стран Европы и Америки. Параллельно с этим в главном здании ГМИИ идет выставка китайского современного художника Цай Гоцяна, создающего свои картины при помощи пороха. Такие разные, такие не похожие друг на друга мастера, принадлежащие к разным культурным парадигмам и разным эпохам, дают посетителям музея возможность сопоставить, сравнить, а может быть, даже найти какие-нибудь переклички между традициями, техниками или вопросами, на которые искусство всегда искало ответы.

Фото: портал "Москва 24"/Юлия Иванко

Густав Климт – главный представитель венского модерна, главного направления в искусстве начала XX века, которое сегодня особенно ценят эстеты. Климт пользовался репутацией феноменального рисовальщика и стал учителем второго по степени важности художника − Эгона Шиле, чьи работы также представлены в ГМИИ: Альбертина привезла в Москву почти полсотни рисунков каждого из них. На выставке – только графика, поэтому не стоит ждать встречи с самыми известными картинами Климта. Однако и эти рисунки совершенно прекрасны: несколькими тонкими линиями художник передает позу женского тела, характер и настроение модели.

Мнение современников расходилось: одни ругали художников за их предельную откровенность и эротику, в то время как другие обожали их за то же самое. В экспозиции их работы висят вперемешку, что позволяет сравнить манеру рисунка этих двух мастеров. Различить их довольно просто: у Климта откровенность чувственная, у Шиле – эротическая. Он не пытался эпатировать публику или провоцировать скандалы вокруг себя, однако именно это получалось у него лучше всего: художнику даже пришлось отбывать тюремный срок по обвинению в порнографии и растлении малолетних, когда выяснилось, что одна из его обнаженных натурщиц не была совершеннолетней. Кстати, именно Климт оплатил адвоката, благодаря которому в итоге был вынесен оправдательный приговор. Линии в рисунках Климта более плавные, более мягкие, каждая линия у Шиле похожа на разряд электрического тока – сплошные нервные изгибы, острые углы.

Фото: портал "Москва 24"/Юлия Иванко

"Эгон Шиле сделал некрасивость полноценным художественным опытом", – говорит президент музея Ирина Александровна Антонова. Но эта "некрасивость", эротика и откровенность по-своему прекрасны. Они не имеют ничего общего с откровенными журнальными иллюстрациями: в них нет игры или фривольности, а вместо декоративности выступают экспрессия и эмоциональная напряженность.

Фото: портал "Москва 24"/Юлия Иванко

Параллельно с этой выставкой в главном здании ГМИИ можно познакомиться с китайским современным искусством. Выставка художника Цай Гоцяна стала одним из главных событий осени. Ее ждали давно: еще в начале лета в летнем кинотеатре Музея современного искусства "Гараж" состоялся показ документального фильма "Лестница в небо", рассказывающего об одноименном проекте художника, которому он посвятил большую часть своей жизни. А еще задолго до начала выставки перед входом в ГМИИ начали возводить большую инсталляцию из деревьев, прорастающих сквозь детские кроватки, словно мечты, которые мы холим всю свою жизнь.

Фото: Портал "Москва 24"/Юлия Иванко

Выставка называется "Октябрь" и посвящена 100-летию революции 1917 года в России. Работы, представленные в экспозиции, были созданы специально для Пушкинского музея. Это размышления о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Главная техника Гоцяна – порох, один из главных символов Китая. Именно порох делает каждую из работ Гоцяна уникальной: он лишь создает условия для взрыва, а как уже порох распределится по холсту – дело случая. Это роднит Гоцяна с европейскими акционистами середины XX века, но на этом, пожалуй, параллели с европейским искусством заканчиваются.

Фото: Портал "Москва 24"/Юлия Иванко

А на самом деле параллелей у этих выставок нет никаких. Однако для тех, кто искусством особо не интересовался, это, наверное, к лучшему: можно почувствовать, на сколько разным оно может быть – утонченным, интимным и камерным, как у Климта и Шиле, или же громким, мощным и ярким, как у Цай Гоцяна.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика