На этой неделе в прокат вышла самая ожидаемая кинолента последнего времени - "Хоббит: Пустошь Смауга", над которой работал автор всех предыдущих частей о Средиземье, режиссер Питер Джексон. Вторая часть трилогии, основанной на произведении Толкиена "Хоббит: Туда и обратно", продолжит рассказ о походе смелых карликов к Одинокой горе. Обозреватель M24.ru расскажет, чего ждать от новой кинокартины.
Ускользнув от преследовавших отряд орков, гномы во главе с Торином, Гэндальфом и Бильбо попадают в дом оборотня Беорна. Оседлав подаренных им скакунов, они добираются до Лихолесья. Но здесь маг вынужден оставить своих маленьких друзей: ему предстоит путь в разрушенный замок Дол Гулдур... До смерти перепуганному хоббиту и двенадцати гномам приходится рассчитывать только на свои силы. После череды жутких приключений в заколдованном лесу, герои попадают в плен к лесным эльфам, которыми командуют вечно молодые Леголас и Тауэриэль…
Фото: thehobbit.com
Нового "Хоббита" поклонники режиссерского таланта Питера Джексона ждали одновременно с тревогой и с надеждой. Нельзя сказать, что первая серия приключений полуросликов "Туда и обратно" разочаровала фанатов. И все же, после такого сокрушительного успеха, который сопровождал выход каждой части "Властелина колец", новый проект Джексона был встречен прохладно. Слишком уж много времени заняли съемки и пост-продакшн, слишком неспешно развивался сюжет картины, слишком завышенными были фанатские ожидания. Вдобавок, мы не увидели тогда на экране ни масштабных сражений, ни каких-то новых, неожиданных компьютерных чудес студии WETA…
Фото: thehobbit.com
Безусловно, битва каменных гигантов Мглистых Гор намекала, что в следующих частях "Хоббит" развернется в нечто грандиозное, но пауза между частями затянулась – и сразу начались разговоры о том, что Джексон уже не тот, что его время ушло… Припомнили "ПиДжею" и самую большую неудачу в его режиссерской карьере - приторно-сладкую экранизацию романа Элис Сиболд "Милые кости", снятую уже после "Возвращения короля". К счастью, как и в случае с "Властелином колец" (только в середине развернувшегося во всю мощь), Джексон попросту приберег все лучшее на потом: и теперь, после выхода второго "Хоббита", стало окончательно ясно, что он вовсе не утратил своего дарования. Просто оно оказалось не столь безграничным, как когда-то казалось его поклонникам.
Фото: thehobbit.com
В давние времена, когда слово "художник" еще означало человека, умеющего рисовать, существовала такая специализация: художник-монументалист. Такие люди с успехом создавали эскизы гигантских скульптур, масштабных фресок или мозаик. Но были совершенно непригодны для более скромных целей – например, вряд ли кому-нибудь могло придти в голову заказать монументалисту свой портрет или попросить его нарисовать миниатюру. Питер Джексон (как и его вечный соперник Джордж Лукас, отец "Звездных войн") – как раз из этой породы художников. Ему великолепно удается создавать в своих фильмах целые миры, снимать великие баталии или гигантские архитектурные строения. Но когда сценарий заставляет переходить к более скромным, камерным масштабам, Джексону становится тесно, как становится тесно обычному человеку в лабиринтах хоббитского жилища. Кроме того, пришедшему в большое кино из мира кустарных ужастиков, Питеру Джексону упрямо не даются романтические сцены и пасторальные зарисовки, которые (да простят поклонники) выглядят в его фильмах безвкусно и пошло. Куда уютнее режиссер чувствует себя в декадентской атмосфере запустения и мрака, среди руин древних замков или в темной чаще леса.
Фото: thehobbit.com
Уже про первого "Хоббита" можно было сказать, что он, в отличие от книги Толкина, снят больше для взрослых, нежели для детей. И уж тем более это верно в отношении второй части нового джексоновского эпоса. Уже в первые минуты фильма из экрана на зрителей начинают в буквальном смысле лезть (не забудьте о 3D!) отвратительные чудовища и монстры. И даже несклонный к арахнофобии взрослый зажмурится, а то и отвернется, когда на отряд гномов нападут гигантские пауки из заколдованного леса. Трехмерные насекомые получились настолько реалистичными и омерзительными, что понять перепуганных до смерти гномов становится проще простого. Но все же эпизод с гигантскими пауками – плод фантазии Толкина. Другое дело – разрушенный замок Дол Гулдур, в котором Гэндальфу предстоит встреча с самим Князем Тьмы, или великолепно продуманная битва гномов с драконом Смаугом. И то, и другое – придумано Джексоном и сценаристами "Хоббита". Очевидно, режиссеру, несмотря даже на многочисленные добавления и изменения сюжета, стало скучно снимать такой простой, бесхитростный и мелкий сюжет, как приключения чертовой дюжины гномов. Душа хоррормейкера захотела масштабов, крови, тьмы и сумрака. И ничего похожего не было в книге – что же, книгу пришлось переписать.
Фото: thehobbit.com
Не будем пересказывать сюжет целиком – этого и не требуется. Достаточно сказать, что в лучших эпизодах фильма – будь то грандиозная битва эльфов с орками или великолепная, завершающая фильм сцена погони гигантского дракона Смауга за Торином и его друзьями, – Джексон остается собой, вовсю наслаждаясь тем, что по-настоящему любит. И пусть, когда речь заходит о любви (на этот раз, между гномом и эльфийкой), фильм не кажется столь убедительным. Давайте скажем честно: вряд ли на "Хоббита" решат пойти те, кто хочет увидеть на экране лишь "прекрасную историю любви" или милую детскую сказку. Джексон все-таки остается тем Джексоном, которого мы всегда любили. Он ни на капли не утратил своего "темного дара". И это, пожалуй, самый главный итог этой промежуточной (ни начала, ни конца), но такой обязательной к просмотру картины.
Максим Эйдис