Новости

Новости

25 августа 2015, 21:13

Актриса Ирина Алферова: "Режиссеры меня боятся"

Фото: m24.ru/Юлия Чечикова

Вчера "Школа современной пьесы" открыла новый сезон. Ирина Алферова помнит времена, когда Иосиф Райхельгауз впервые собрал коллектив – это произошло 27 лет назад. Многие события исторического масштаба произошли в стране с того момента, однако ни внешние обстоятельства, ни размолвки в труппе не заставили актрису сменить театр. В этот раз вместе с Райхельгаузом на веранде дома на Тишинке она варила яблочное варенье по фирменному рецепту худрука. Никакой политической акции, связанной с недавним законом о санкционных продуктах, нет. Хотя политику совсем обойти не получилось – Ирину Ивановну не пустили в Одессу. От комментариев она наотрез отказалась. С большим энтузиазмом Ирина Алферова говорит о своих театральных работах.

– Ирина Ивановна, новый сезон всегда связан с ожиданиями, надеждами. Какие предстоящие события в жизни родного театра вызывают у вас наибольший интерес?

– Я занята в очень хороших спектаклях "Школы современной пьесы". Если сезон не принесет новых ролей, буду довольствоваться тем, что имею. Я нахожусь в состоянии поиска. Очень хочется сыграть в спектакле, от которого зрители получили бы наслаждение, душевный отдых. С этим, увы, связаны некоторые трудности. Например, для меня проблематично найти партнера, который бы подходил по возрасту.

– А как же молодежь?

– Нет, я говорю о том, что во мне живет желание сыграть любовную линию, все эти чувства я еще не растеряла, и хочется на сцене встретиться с актером, способным поддержать это стремление. С молодежью этого не сыграешь.

– По-моему, сейчас это не проблема. Режиссер в любой момент может пригласить кого-то со стороны.

– Наш худрук Иосиф Леонидович не приветствует такую практику по одной простой причине – с приглашенным актером сложно формировать репертуар. Нужные типажи, подходящие по возрасту, уже разобраны по театрам, и подчас именно на их графики ориентируются, когда составляют афишу на месяц.

– Но вы нашли для себя выход из этого положения и активно задействованы антрепризе.

– У меня самые лучшие – антрепризные спектакли. К этим работам я отношусь очень серьезно, не иду ни на малейшие компромиссы. Хорошая режиссура обязана сочетаться с качественной литературной основой. Плюс еще одна важная составляющая – интересное сценографическое решение. Если этого нет, я оставляю проект. Конечно, найти идеальный баланс между всеми этими компонентами, необходимыми для действительно качественных постановок, очень сложно, так как в антрепризы финансово вкладывается один человек, который заинтересован, чтобы итог творческих исканий был бы еще и мобильным. Если декорации окажутся очень сложными, никто не возьмется за то, чтобы осмелиться их возить по городам. Конечно, самое главное условие – актерская игра. Но мне везет – у меня замечательные партнеры. В спектакле "Чего хотят мужчины" я выхожу на сцену вместе с Иваром Калныньшем, в "Самой, самой…" – с Игорем Бочкиным. Нужно признаться, что наше партнерство дает мне колоссальный заряд вдохновения. Случается, что я сама монологи пишу, ставлю танцы. Не представляю существования в спектакле без импровизационного начала! Такие вещи зритель всегда чувствует особо тонко, я счастлива, что способна ему это дать. Дай бог, чтобы хватало сил.

Фото: m24.ru/Юлия Чечикова

– Многие актеры с позиции своей узнаваемости, успешности относятся к экспериментам молодых режиссеров с осторожностью. Вам легче найти общий язык со вчерашним студентом или с мэтром, за спиной у которого многолетняя практика?

– Возраст абсолютно не имеет никакого значения! Здесь можно говорить только о степени одаренности. Я заметила, что многие меня очень боятся.

– Может, это просто проявление уважения?

– Нет-нет, именно боятся. Это обидно, потому что я совершенно неконфликтная и согласна на любую интересную роль. Более того, вы, может, удивитесь, но я очень люблю играть этюды. Могу заниматься этим до тех пор, пока не родится что-то действительно стоящее. Просто выучить текст и выдавать его – это не для меня.

– Антрепризные спектакли дают вам cвободу выбора?

– Конечно, потому что это идеальные условия, когда я сама могу решать, с кем мне играть. В репертуарном театре иные условия. Так что я испытываю восторг, когда выхожу на сцену с Калныньшем! С Бочкиным можно вообще расслабиться и ничего не играть, его прекрасная актерская школа рождает необычайную свободу. Илья Соколовский тоже удобный партнер. С ним постоянно хочется репетировать, и он совершенно искренне испытывает по этому поводу положительные эмоции. Мы раз за разом проходим с ним все тексты. Зрителя нельзя обмануть, он чувствует, когда актер неискренен, и благодарит, если история, рассказанная в театре, задевает какие-то струны его души. C кино та же самая картина.

– Лев Константинович Дуров, чья кончина для всего культурного сообщества стала неожиданной, горькой потерей, говорил в свое время, что театр для него – искусство уровнем намного выше, чем кино.

– Полностью разделяю эту точку зрения! Он был прав, и я скажу больше – многие артисты думают так. Другое дело, что не все принадлежат к какой-то театральной общине, не все знают, как это – существовать в репертуарном театре.

– И вы себя относите к театральным актрисам?

– Конечно. Кого-то устраивает вольная жизнь… А мне нравится, что здесь, в Школе современной пьесы, все родные, все свои. Я по-разному отношусь к своим коллегам. Есть и не очень любимые. Но это как семейные связи – семью же не выбираешь! У каждого свои достоинства и недостатки, и в какой-то момент на место терпения приходит принятие этого.

– То есть для вас театр – дом?

– Да, несмотря ни на что. Когда мне предлагают проекты, например, праздничные, городские, а у меня в этот вечер концерт или спектакль в театре, я не могу его отменить. Из-за того, что верна актерской семье, мимо меня прошло много предложений на стороне. Но подвести своих коллег и зрителей я не могу. И все время от этого страдаю (смеется). Зато я себя за это уважаю, так мне интересно жить.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика